Про психологию. Учения и методики

Типы ошибок в русском языке. Классификация речевых ошибок Определить тип ошибки в предложении

«Тексты» - Части текста. Тема текста. Текст. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. Некоторые признаки различных типов текста. Основная часть,вступление,заключение, абзац. Стили текста. Тексты разных типов. Описание, повествование, рассуждение. Основная мысль, тема,микротемы, заголовок,ключевые слова.

«Работа с текстом» - Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Две взаимодополняющие друг друга стратегии организации материала / планирования. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». Эко: диплом как свиная туша - не дает отходов.

«Вступление и заключение» - Виды вступлений и заключений. 7) этически корректного возражения автору. 14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений). 2) с вопросно-ответного единства. 9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). И земля без зверей не земля». Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным.

«Текст урок 2 класс» - - Какие образцы писем можно взять для подражания? Писать текст по заданному плану. По окончании 4 класса ученики умеют: -выделять основную мысль текста; В составляемый текст рекомендуйте взять предложения из упражнения.). Можно изменить для ученика, испытывающего трудности, задания упражнения. В уроках 15,19 мы работаем над текстом.

«Проблема текста» - Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. Как аргументировать свою позицию? Требования к сочинению. Над какой-л. проблемой думать, работать. Уделить внимание какой-л. проблеме. Аргументы. Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?

«Текстовый редактор» - Оригинальный формат используемой в настоящее время версии Word. Оригинальные форматы предыдущих версий редактора Word. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). При преобразовании из формата Word форматирование сохраняется не полностью. В чем отличие форматов текстовых файлов TXT, RTF, DOC?

1. Починка автомобиля 2. Свой автопортрет

3. Заклятый друг 4. Будущая перспектива

5. Свободная вакансия 6. Страшно обрадовались

7. Полчища тружеников 8. Возобновить вновь

9.Состоялась благодаря разрешению 10. Кипучее безделье

11. Два года тому назад 12. Мелочная рыба

13. Прогул без уважительной причины

14. Танцевальная песня

15. Праздничный ужин

16. Праздная жизнь


2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Запишите исправленный вариант.

1. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2. С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3. Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4. Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

5. У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

6. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

7. После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Самостоятельная работа № 8

«Языковой анализ литературного текста»

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.


Практическое задание. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы. Тексты не переписывать.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.



б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

Самостоятельная работа № 9

«Лексико-фразеологический разбор».

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Схема разбора:

1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)

2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)

3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)

4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)

5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)

6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)

7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)

8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)

9. входит в активный или пассивный словарный запас

10. в каком стиле речи преимущественно употребляется

Устойчивые словосочетания или предложения, которые используются как готовые, воспроизводимые в речи единицы, общее значение которых не складывается из значений составляющих их слов, называются фразеологизмами.
Степень семантической спаянности фразеологизмов может быть различной. По этому признаку различают четыре группы фразеологизмов:

· фразеологические сращения (общий смысл фразеологизма не вытекает из значения составляющих его компонентов: бить баклуши, втирать очки и др.);

· фразеологические единства (переносный смысл фразеологизма в какой-то степени мотивирован значением входящих в его состав компонентов: капля в море, кот наплакал и др.);

· фразеологические сочетания (один из компонентов фразеологизма может сочетаться лишь с определенными словами; трескучий мороз, насупить брови и т.п.).

Практическое задание. 1. Выберите из пословиц слова, антони­мичные друг другу, и напишите их. Выполните лексический разбор выделенного слова.

1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит. 6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать , а несмелому к редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом, 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из ду­рака и плач смехом прет.

Практическое задание 2. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи. Используйте фразеологический словарь.

Нести околесицу; в подметки не годится; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого

каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; последняя спица в колеснице; птица высокого полета; быть вне себя; вопрос жизни или смерти; ворон считать; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава;мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Самостоятельная работа № 10

«Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки».

Орфоэпия – 1) совокупность произносительных норм языка;

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) - за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки - помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании - только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех - грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По мнению автора работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире. 5. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинствующее настроение. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. Всем командировочным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия - по этим кардинальным регалиям вы отличите кардинала от простого священника. 11. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он допустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых телевидение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу. 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступка? 26. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональ­ных знаний. 27. Врач предупредил о том, что есть возможность тяжелых ос­ложнений. 28. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 29. Этот агрегат позволяет внушительно сни­зить температуру соединения металлов. 30. Он пользовался приоритетом у коллег. 31. На улице холодно, не забудьте одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомненье. 33. В это день у него было очень превосходное на­строение. 34. Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных. 35. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный. 36. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 37. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение 14. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни; ахиллесова пята; белая ворона; гордиев узел; дамоклов меч; дары данайцев; объятия Морфея; посыпать пеплом голову; прокрустово ложе; сжечь корабли; сизифов труд; со щитом или на щите; три кита.

Упражнение 15. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 16. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение 17. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи. Составьте предложения, используя литературные формы.

1. Глубже - более глубокий - более глубже, выше - более высокий - более выше, более низкий - пониже, веселее- веселей, звонче - звончее - более звонкий, слаще - слаже - сладче, теплее - теплей, дешевле - дешевше - дешевее - подешевле, хлеще - хлестче, ловче - ловчее, моложе - младше - помоложе.

2. Сильнейший - самый сильный - сильнее всех, интереснейший - интереснее всех - самый интересный, самый лучший - наилучший, наименьший - самый меньший - меньше всех, самый благородный - благороднейший, самый простой - простейший, честнее всех - самый честный - честнейший.

Орфографические и пунктуационные ошибки – нарушение правил орфографии и пунктуации.

Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования (примеры: завпечатлеть вм. запечатлеть; заместо вм. вместо; раздумчивый взгляд вм. задумчивый взгляд), а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение существующих в русском языке орфограмм).

2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм русского литературного словообразования): а) неправильное прямое словообразование, например, зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд) и т.п.; б) неправильное обратное словообразование: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка) и т.п. Такого рода словообразование присуще детям дошкольного и младшего школьного возраста; в) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); г) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи): а) нарушение норм формообразования имен существительных: 1) образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного — «Я попросила ветерка» (вместо: ветерок); 2) образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного — «Запрягли в сани два медведя» (вместо: двух медведей); 3) изменение рода при образовании падежных форм: «пирожок с повидлой», «февральский лазурь»; 4) склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «ехать на метре»; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот: «поднос чаев», «Небо затянулось облаком»; б) нарушение норм формообразования имен прилагательных: 1) неправильный выбор полной и краткой форм: «Шляпка была полная воды», «Мальчик был очень полон»; 2) неправильное образование форм степеней сравнения: «Новенькие становятся боевее», «Она была послабже Пети»; 3) нарушение норм формообразования глагола: «Человек метается по комнате»; 4) нарушение образования деепричастий и причастий: «Ехавши в автобусе», «Охотник шел, озирая по сторонам»; 5) нарушение норм образования форм местоимений: «Ихний вклад в победу», «Не хотелось от ее (книги) оторваться» и т.п.

4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров был роскошный (т.е. живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» (лучи солнца освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка: «Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя — храбрый человек»; г) неразличение оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует) сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются); д) смешение значений паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо: удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра» (вместо: образцом); е) не снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в году»