Про психологию. Учения и методики

Количество иностранных студентов в. Иностранные студенты - о российских вузах: отличное образование за небольшие деньги

Не только российские абитуриенты стремятся обучаться за рубежом. Сегодня в России обучается немалое количество иностранных студентов. Большинство из них приезжает из стран бывшего СССР, но в некоторых вузах обучаются и ребята из Европы и Соединенных Штатов. Для получения образования иностранному абитуриенту необходима учебная виза в Россию.

Срок действия визового документа

Чаще всего срок актуальности визового документа составляет не более 90 суток. Но студент всегда может попросить о продлении, если это действительно необходимо. В этом случае он обязуется заранее подготовить все необходимые документы, подтверждающие факт необходимости продления.

Согласно существующему российскому законодательству, срок действия визового документа может быть продлен на время действия учебного контракта.

Сегодня срок актуальности учебного договора составляет не более 12 месяцев. По вопросу относительно продления визового документа студент должен обратиться в МВД по месту регистрации.

Особенности визового документа

Студенческая виза имеет статус въездного документа. Иностранец может получить ее в том случае, если целью его прибытия в РФ является получение высшего образования в одном из российских вузов.

Цель поездки должна быть обозначена конкретно. Также в визе указывается название университета, пригласившего студента.

Особенности процедуры оформления

Иностранное лицо, заинтересованное в получении учебного визового документа, обязуется пройти следующие этапы:

  1. Выбрать вуз.
  2. Собрать и подать документы в выбранный вуз.
  3. Отправить заявление в Министерство образования своей страны.
  4. Подписать договор с вузом.

После того как иностранный абитуриент определился с выбором университета и подал все необходимые документы, он должен дождаться приглашения от МИДа российского государства. МИД получает письмо-приглашение от университета, получившего и рассмотревшего документы иностранного абитуриента.

Подготовка пригласительного письма в целом занимает 45 дней. Срок действия пригласительного документа — 90 дней.

По приезде в Россию, иностранное лицо обязуется подписать контракт на обучение. Для регистрации ему будет нужно сдать свой паспорт с вклеенной в него визой. Зарегистрироваться необходимо в течение трех суток с момента приезда в Россию. По окончании процедуры регистрации иностранец может получить свой паспорт назад.

Какие документы нужны

Иностранцам, заинтересованным в получении студенческой визы, необходимо собрать следующие документы:

  • школьный аттестат;
  • заграничный паспорт;
  • приглашение от вуза;
  • заявление-анкету (заполняется по установленной форме);
  • три качественных фотоснимка;
  • сертификат о состоянии здоровья;
  • ВИЧ-тест;
  • счет в банке для оплаты обучения (актуально для тех, кто приезжает в Россию впервые).

Заявления на поступление рассматриваются с 01.05 по 15.10. учебного года. Высокие шансы стать студентом выбранного вуза есть у тех абитуриентов, которые не стали тянуть с отправкой заявления.

Бюджетникам и контрактникам на заметку

Сегодня обучение для иностранцев осуществляется как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

Ребята, желающие получить образование на коммерческой основе, помимо основных документов обязуются предоставить полную информацию о себе. Также могут понадобиться и другие документы, относительно которых желательно заранее поинтересоваться у приглашающей стороны.

Если студент не имеет возможности платить за обучение, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Министерство образования своего государства. Также студент может отправить запрос в международный центр сотрудничества.

Если выбранный вуз согласится обучать иностранца на бюджетной основе, то студент получает письмо-приглашение. Это письмо и будет основой для оформления студенческой визы.

Как осуществляется прием

Российские вузы осуществляют прием иностранцев только после прохождения ими вступительных испытаний. Программа испытаний зависит от того, как долго иностранный студент планирует обучаться в России.


Почти в 800 вузах России учатся иностранные студенты со всего мира. Фото с сайта www.rudn.ru

До 15 июля абитуриенты из Индии должны успеть подать заявку на бесплатное обучение в вузах России. Граждане Омана, Палестины и Иордании могут это сделать до 15 августа. Студенты из стран СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии оформлялись еще в марте. В начале июля первый выпуск студентов из стран дальнего зарубежья прошел в Институте стали и сплавов, где с 2012 года количество первокурсников-иностранцев выросло в четыре раза.

Вот уже три года подряд Россия принимает по 15 тыс. иностранцев на бесплатное обучение в нескольких сотнях вузов страны по 659 различным направлениям и специальностям. Британская компания QS поместила недавно Россию на 26-е место в мире по качеству системы высшего образования. В 2016 году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно российское бюджетное место, сообщает Россотрудничество.

Хотя с 2016 года запущен информационный портал, где претенденты подают заявку, отбор кандидатов для обучения в России по-прежнему осуществляется Россотрудничеством с участием госорганов страны пребывания, российских посольств и загранпредставительств и даже общественных организаций, таких как советы соотечественников.

По словам главы ведомства Любови Глебовой, которую цитирует РИА Новости, граждане 198 стран мира могут присылать свои электронные заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям - от медицинских до технических, включая ядерную физику. Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов.

Если иностранец не получит квоту, ему предлагают учиться на коммерческой основе. По словам Глебовой, для многих студентов и такой формат является привлекательным из-за сравнительно невысокой стоимости обучения во многих вузах, которая составляет 1–1,5 тыс. евро в год.

Количество иностранных студентов в России постоянно растет, сообщили «НГ» в пресс-службе Минобрнауки. В 2015/16 учебном году общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, составило более 270 тыс. человек, а в предыдущем их было 220 тыс. Иностранцы составляют 6% от общего числа обучающихся.

По данным Центра социологических исследований Минобрнауки, в 2013/14 учебном году иностранцы обучались в 798 российских вузах. Годом ранее таких вузов было меньше – 742. Также Центр приводит данные о популярности нашего образования у студентов разных стран. В 2013/14 году (как и годом ранее) больше всего в России было представителей Казахстана (27,5 тыс. человек), на втором месте – китайцы (18,2 тыс.), а на третьем – студенты из Туркмении (12,1 тыс.). Всего из стран СНГ училось 81 тыс. человек, из Азии – 41,7 тыс., 18 тыс. из Африки и Ближнего Востока, из стран Западной и Северной Европы – 6,4 тыс. Есть студенты даже из США, таковых 1,6 тыс.

Иностранцы отдают предпочтение государственным вузам, в них учатся 95% всех зарубежных студентов. Но учатся они и в вузах 25 различных министерств и ведомств, а также в вузах, принадлежавших 23 муниципалитетам или субъектам РФ. Среди вузов традиционно лидируют РУДН (8,3 тыс. человек в 2013/14 году), Санкт-Петербургский государственный университет (4,6 тыс.) и МГУ им. М.В. Ломоносова (3,3 тыс.).

Наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российской высшей школе, – это экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки, говорят в Минобрнауки. Наибольшей популярностью у иностранцев пользуются ведущие российские университеты, в которых численность иностранцев с 2013 года выросла почти в 2,5 раза.

Директор по привлечению иностранных студентов Высшей школы экономики (ВШЭ) Татьяна Четвернина уверяет, что набрать иностранных студентов даже на платной основе несложно. «Проблемы возникают, когда оплатившие свою учебу не могут сдать первые зачеты и экзамены и их приходится отчислять, – сказала «НГ» Четвернина. – Держать студентов во что бы то ни стало – себе дороже, потому что тогда приходится обеспечивать индивидуальный подход, а это дорого. Чтобы избежать этого, наши вузы чаще сами ищут одаренных абитуриентов, проводят международные олимпиады по различным предметам, победители которых имеют льготы при поступлении. Нередко российские преподаватели сами выезжают за рубеж в поисках талантов».

Ректор РУДН Владимир Филиппов уверяет, что самый высокий доход вузам от иностранных студентов приносит медицина. Обучение по этой специальности стоит около 7 тыс. долл. в год для иностранцев и 300 тыс. руб. для россиян. Заработать вуз может не только на платных студентах, но и на продвижении программ повышения квалификации.

Студенты жалуются на рост стоимости обучения в последнее время, сказал «НГ» президент Ассоциации иностранных студентов в России Аду Яо Никэз. Вместе с тем он отметил, что выбор России в качестве страны обучения связан с тем, что российское образование качественное, а цена за обучение самая приемлемая. Он связывает рост общего количества прибывающих к нам иностранных студентов с повышением квоты на бюджетные места.

В пресс-службе Министерства образования «НГ» сообщили, что в рамках уже заключенного со студентом договора вуз не имеет права менять и повышать стоимость обучения выше уровня инфляции на протяжении всего периода обучения. В начале года ведомство направило письмо в вузы с рекомендацией сохранить стоимость обучения на уровне прошлого года.

С обытия последних лет не только существенно изменили политический и экономический ландшафт, но и внесли серьёзные коррективы в планы тех, кто наметил получение среднего или высшего образования за рубежом. Меняется миграционное законодательство, растут стоимость обучения и конкуренция среди иностранных претендентов, усложняются экзаменационные испытания.

Тем не менее, несмотря на девальвацию рубля и ужесточение требований к иностранным студентам, судя по статистике визовых отделов Великобритании, США, Германии, количество предоставляемых долгосрочных образовательных виз остаётся на относительно стабильном уровне, в отличие от их резкого падения в сегменте краткосрочного образования и туризма.

Какие тенденции характеризуют востребованность зарубежного обучения в России? Каковы предпочтения сегодняшних абитуриентов и их родителей? Как меняются подходы к выбору специальностей и вузов? Об основных трендах зарубежного образования «УК» беседует с директором образовательной компании «Альбион» Валентином ЩУКИНЫМ .

- Валентин Николаевич, какова примерная статистика российских абитуриентов, поступающих ежегодно в иностранные вузы? Как она изменилась за последние годы?

К сожалению, достоверной статистики не существует, поскольку такой учёт никем не ведётся. Некоторую информацию можно получить из открытых источников, в том числе из отчётов, которые представляют отдельные посольства, что позволяет делать оценки. Безусловно, количество выездов за рубеж сократилось, в первую очередь по экономическим причинам. Согласно последним данным, полученным из посольства Великобритании, по итогам 2015 г. число новых студенческих виз (выдаются как студентам вузов, так и ученикам британских школ. - Примеч. ред. ) уменьшилось на 8%. Насколько можно судить по первому кварталу текущего года, сокращение, вероятнее всего, усилится. При этом должен отметить, что число туристических виз за этот же период уменьшилось на 38%, а если говорить о краткосрочных учебных программах, то сокращение составило 65%. Из этих цифр можно сделать вывод о том, что семьи, которые были настроены на получение их детьми долгосрочного образования за рубежом, оказались более целеустремлёнными и менее подверженными влиянию кризиса.

Для долговременного обучения в Великобритании в прошлом году было выдано чуть более 4 тыс. новых студенческих виз, а по нашим оценкам, всего там учатся примерно 6–7 тыс. российских школьников и студентов. Если говорить в целом, думаю, что образование за рубежом ежегодно получают около 20 тыс. наших соотечественников.

- Каков топ-5 стран по числу студентов из России?

До последнего времени страной № 1 была Великобритания, но сегодня она теряет лидерство. Если говорить о высшем образовании, то сейчас доминируют США, Канада, особенно для студентов из европейской части России. Для восточной части страны интересны Китай, Япония, Новая Зеландия, Австралия. В 2012 г. Великобритания существенно изменила иммиграционное законодательство и практически «закрылась» с точки зрения трудоустройства и проживания тех выпускников, которые не имеют паспорта стран Евросоюза. Поэтому у наших соотечественников нет реальных шансов получить там серьёзную работу. Максимум, на что можно рассчитывать, - трёхлетняя рабочая виза. Для получения вида на жительство фактически необходимо начать обучение в 13–14 лет. Кто делает этот шаг позднее, сталкиваются с тем, что после окончания университета получить работу в престижной компании почти невозможно или для этого приходится соглашаться на серьёзные ограничения. Поэтому последние годы абитуриенты выбирают обучение в США, по крайней мере магистерские программы. Прямого запрета на приём на работу иностранцев там нет, рынок труда сейчас хороший.

Часть студентов и выпускников, которые вовремя не сориентировались или оказались не готовыми переехать в другие страны, возвращаются в Россию. Сегодня это случается чаще, чем до принятия соответствующих поправок в английское законодательство.

Магистратуру выбирают в Германии, Швейцарии, во Франции (где зачастую возможно обучение на английском). Бакалавриат там менее востребован, потому что большинство российских студентов в качестве иностранного изучают английский. А среди университетов континентальной части Западной Европы, пожалуй, только в Голландии и Швеции есть возможность изучать программы бакалавриата на английском языке, львиная же доля национальных университетов предлагает бакалаврские программы на государственных языках своих стран.

В последнее время появилось много частных университетов, реализующих программы неклассического образования, но выпускники с дипломами таких вузов часто оказываются невостребованными на рынке труда. Парадоксально, но у многих родителей отсутствует понимание ценности качественного образования, в том числе зарубежного.

Надеюсь, ситуация поменяется в ближайшее время, но пока мотивация перевешивает в сторону удовлетворения сиюминутных потребностей и покупки дорогих автомобилей, а образование оказывается на втором плане. Эта тенденция серьёзно отличает нас от людей не только западного мира, но и Казахстана, откуда гораздо больше студентов выезжают на обучение за рубеж. Вероятнее всего, серьёзное влияние имеет государственная грантовая поддержка. Если бы нашим выпускникам зарубежных вузов дали понять, что они, вернувшись в Россию, будут на особом счету, войдут в резерв управленческих кадров и получат больше шансов на карьерный рост, то ситуация существенно изменилась бы. Это оказалось бы полезно для всех: и для государства с точки зрения эффективности вложенных средств, и для специалистов.

- Какие направления и специальности наиболее популярны?

По-прежнему доминируют экономические, но в последнее время наметилось оздоровление образовательного рынка. Этому способствует, в частности, информация об успешности различных исследовательских стартапов в биомедицине, биохимии. В любом случае, родители уже не считают, что если дети не продолжат их дело, то наступит крах семейного бизнеса. Кроме этого, мы наблюдаем тенденцию выбора инженерных (включая программирование), исследовательских специальностей, растёт востребованность архитектуры, дизайна.

ИТ и программирование выбирают немного абитуриентов, что, честно говоря, довольно странно, учитывая приоритеты развития глобальной экономики, в частности Интернет вещей. При этом среди успешных программистов много русских и китайцев. Думаю, это как-то связано с лингвистикой, языком, возможно сильны позиции нашей математики в школьном обучении. Хотя, к сожалению, и здесь та же Великобритания начинает нас опережать: четырёх-пятилетние малыши там уже должны складывать и вычитать числа в пределах до 100, а шестилетние оперируют дробями. И физику, и химию младшеклассники изучают более правильно, единым курсом «Естествознание». Мир меняется, и западная образовательная система подхватывает эти изменения быстрее, чем российская. Например, теория графов, на которой строится современное программирование, у них преподаётся в школе.

За 2015 год в Великобританию по новым студенческим визам въехали 210 348 человек, из них лишь 4 018 россиян (менее 2%). Количество выданных российским гражданам краткосрочных образовательных виз составило 3 425 (сократилось на 65%); туристических виз – 109 294 (уменьшилось на 38%). По данным посольства Великобритании, за 2015 год было одобрено 96% поступивших заявлений.

Из отчёта визового отдела Посольства Великобритании в 2015 г.

- По каким критериям российские абитуриенты выбирают вузы для поступления? Какую роль в выборе университетов играет их участие в мировых рейтингах?

Если есть возможность поступить в рейтинговый университет, то его и выбирают. Один наш клиент - выпускник американской средней школы - выбирал между именитым университетом с хорошей архитектурной школой и вузом «Лиги плюща». Последний оказался в приоритете. Всё-таки стереотипы срабатывают и у родителей, и у детей.

- Какова средняя стоимость обучения в зарубежных вузах, из чего она складывается?

Разброс достаточно велик. В среднем годовой бюджет составляет от 25 до 70 тыс. долларов. Всё зависит от страны, от университета, от специальности. Самой дорогой остаётся медицина.

Цена складывается из стоимости обучения, проживания и питания. При этом целый ряд стран дотируют обучение не только своих граждан, но и зарубежных студентов, поэтому если в багаже знаний хорошего студента есть, например, немецкий, французский или итальянский языки, то шанс поступить в почти бесплатный вуз Германии, Франции или Швейцарии абсолютно реален. Да и в США есть достаточно много университетов с относительно небольшой платой - 25–30 тыс. долларов в год.

Важная особенность американских университетов состоит в том, что их обеспеченность, финансовое благополучие на порядок выше, чем у ведущих вузов Старого Света. Это позволяет им привлекать лучших преподавателей и исследователей со всего мира, при этом устанавливая не самую высокую планку вступительных требований для абитуриентов. Вероятность попасть в такой вуз велика, а качество преподавания и уровень лабораторной базы отличное. Таким образом они обеспечивают очень хорошую добавленную стоимость для обучающихся.

Наиболее дорогая страна для получения высшего образования - Великобритания. Если суммировать все затраты, то бюджет составит от 60 до 70 тыс. долларов в год. Это в среднем. А самые дорогие университеты - в США: Гарвард, MIT, где стоимость обучения доходит до 100 тыс. долларов в год. Но для американцев эта цена условная: там высокие стипендии и по факту они платят около 30% от номинальной стоимости.

Для иностранцев стипендии существуют, но их очень немного. Например, Британский совет предоставляет несколько грантов в год.

По данным Student and Exchange Visitor Program (Программа обмена студентами и стажёрами), за последний квартал количество иностранных студентов в США выросло на 6,2% и достигло 1,2 млн человек. В марте 2016 г. визы F-1 (учебная) и М-1 (учебно-профессиональная) получили 1 184 324 студента, что примерно на 70 тыс. человек больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

В значительной степени рост обеспечивает приток студентов из Индии – второй страны по количеству учащихся, получающих образование в США. В марте 2016 г. их приехало на 31,1% (194 438 человек) больше, чем за тот же период прошлого года.

На Китай – основного поставщика студентов в США – пришёлся почти 8%-ный рост (353 069 человек). Количество студентов из Вьетнама также резко увеличилось (на 11,1%, или 29 101 человек).

Что касается Кореи и Саудовской Аравии (номера три и четыре по количеству студентов), то здесь отмечается рост на 7,8% и 11,1% соответственно.

На Азию приходится 77% иностранных студентов, обучающихся в США (рост на 7,7%), на Европу 7% и на Америку 6%.

Источник: StudyTravelMagazine

В США к началу 2016 г., по статистике Student and Exchange Visitor Information System (Информационная система обмена студентами и стажёрами), наибольшее количество иностранных студентов (396 004 человека) занято в преддипломном обучении.

По программе Master обучается 363 881 человек, в аспирантуре – 140 408 человек. В марте наблюдался 16%-ный рост числа обучающихся на курсах STEM ( Science , Technology , Engeneering and Mathematics) (Наука, технология, инженерия и математика), на которые теперь приходится 40,4% всех иностранных студентов. Возможно, это стало следствием того, что Департамент национальной безопасности ( Department of Homeland Security , DHS ) объявил, что по новым правилам выпускники STEM могут работать после обучения в течение трёх лет.

По данным на конец первого квартала 2016 г., больше всего иностранных студентов получали образование в Калифорнии (204 795 человек), а также в Нью-Йорке и Техасе.

По количеству зарубежных студентов на первом месте Нью-Йоркский университет (NYU), где обучаются 13 851 человек, Университет Южной Калифорнии (USC) и Северо-Восточный университет ( Northeastern University ) в Бостоне.

Источник : StudyTravelMagazine

- Как выстраивается процесс поступления в зарубежный вуз? Какие необходимо пройти вступительные испытания абитуриентам? Какие подводные камни возникают и как их преодолеть?

Цель отобрать лучших, в любом случае, у университетов есть, но поступление всегда индивидуально, иногда даже случайно.

Самое главное - начать пораньше подготовительный процесс, примерно за полтора года. Основная причина - адекватная языковая подготовка. Кроме того, следует понимать, что придётся преодолевать скепсис приёмной комиссии зарубежного вуза: наши абитуриенты для них менее понятны, чем выпускники из западных стран. Самый простой путь - пройти специализированную зарубежную летнюю школу по юриспруденции, биологии, физике и т.д. Многие университеты организуют такие школы, чтобы оценить способности потенциальных абитуриентов. Если вы оказываетесь в числе успешно завершивших обучение, то можно считать, что получили некое подтверждение адекватности своей подготовки. А в целом, кроме иностранного языка и пакета документов, почти ничего не нужно. Почти - потому что в ряде случаев экзамены всё-таки придётся сдать. Например, университеты США потребуют общеобразовательные тесты SAT, ACT. А в Великобритании для поступления на медицинскую специальность нужно сдать специальный экзамен.

Средний балл диплома, конечно, тоже важен, но возникает вопрос, как его рассчитывать. В частности, при поступлении в магистратуру зачёты можно считать за «пятёрки», и тогда средний балл будет повышенным. Такая маленькая хитрость.

Есть один нюанс, относящийся к лечебным специальностям. Закрытость медицинской сферы в СССР привела к тому, что методики лечения в России и на Западе серьёзно различаются, поэтому тот, кто окончил российский медвуз или даже прослушал первых два курса, оказывается в менее выигрышном положении как абитуриент по сравнению с выпускниками российских школ.

- Насколько в России котируются дипломы зарубежных вузов?

Здесь всё на уровне стереотипов. Если вы окончили престижный университет по востребованной специальности, то, безусловно, ваши резюме и портфолио в приоритете. Если вуз и специальность не очень понятны российским работодателям, то их отношение скептическое: ваши умения и навыки будут рассматриваться наравне с теми, которыми обладают кандидаты, получившие образование в России.

Беседовала Елена Бейлина

Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова рассказала корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о том, как Россия собирается увеличивать количество иностранных студентов.

Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?

— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» разработал первый интерактивный навигатор для иностранных абитуриентов "Лучшие университеты России: выбери свой". Он призван облегчить иностранным студентам выбор российского вуза.

В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.

Граждане 198 стран мира могут присылать свои заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям (от медицинских до технических, включая ядерную физику). Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов. Все, что связано с русским языком, сейчас крайне востребовано за рубежом.

Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?

Как поступить в российский вуз: инструкция для иностранцев Как получить одну из 15 000 квот для иностранцев на бесплатное обучение в России и другие советы абитуриентам из-за рубежа – в новой инфографике сайт, подготовленной при поддержке Россотрудничества.

— Зарегистрироваться на портале www.russia.study. Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.

После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.

Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места вполне перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?

— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества — Российские центры науки и культуры, чьи представители на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.

Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.

Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг. Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.

- Что делать претендентам, которые не прошли отбор?

— Даже если какому-то иностранному гражданину не будет предложена квота в рамках набора 15 тысяч абитуриентов, ему будет предложено учиться в российских университетах по контракту. С учетом того, что стоимость обучения во многих наших вузах сравнительно невысокая (в значительной части университетов она составляет 1000-1500 евро в год), многим будет интересен и такой формат.

На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?

— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе 6 вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета. Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Минобрнауки РФ предлагает альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.

Как Вы полагаете, Россия продолжает котироваться в мире, как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?

— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистики. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев. И, несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе. В-третьих, Россия для целого ряда стран является страной лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.

- Какую пользу и выгоду, на Ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?

— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.

Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне. Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.

Чтобы учиться в России, нужен русский язык - далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?

— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди - время.

В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.

- Много ли желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в наших вузах?

— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.

Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских узах - проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.