Про психологию. Учения и методики

Эмиграция в России: история и современность. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию

Эмиграция – всегда непростой жизненный шаг, связанный с очень серьезными переменами в жизни. Даже переезжая в соседнюю страну со схожим менталитетом и языком, переселенцы неизбежно сталкиваются с рядом трудностей. Конечно, это всё не зря. В большинство случаев, эмиграция даёт возможность серьезно улучшить качество своей жизни, достичь желаемых целей, исполнить мечты, а иногда и просто спастись от какой-то неминуемой опасности на своей Родине. Либо же просто обеспечить себе и своим детям более спокойное и богатое будущее.

Плюсы эмиграции: зачем ехать за границу

Оценка новой жизни всегда вытекает из ценностей конкретного человека. Рассмотрим те жизненные параметры, которые может улучшить переезд.

Во-первых, это климат и экология. Если вам не повезло родиться на Крайнем Севере, в Сибири, либо же в очень дождливом регионе, совершенно естественно, что однажды вы можете захотеть переехать в теплую страну, возможно, на море или к океану. Не случайно, многие жители северных регионов России, выходя на раннюю пенсию покупают себе дом в Краснодарском крае, Крыму, Болгарии, Черногории или Турции. Тут же нельзя не отметить и вопросы экологии. Трудно надеяться на хорошее здоровье, если вы живете в промышленном городе с огромным числом выбросов газов в атмосферу и жидких отходов в реки. Многие жители Норильска, Нижнего Тагила или Карабаша лучше многих объяснят насколько часто они болеют или сталкиваются с аллергией. Да и продолжительность жизни в этих местах говорит сама за себя. Как и высокая доля онкологических заболеваний, пневмоний и астм.

Во-вторых, это возможность резко повысить уровень своей жизни. Если в России, врачи и медсестры зарабатывают весьма скромные деньги, то во многих странах, типа США, Канады, Германии, Израиля – это одна из самых высокооплачиваемых профессий. Вы можете заниматься любимым делом, и при этом иметь возможность купить очень хороший дом, пару автомобилей премиум-класса, оплатить детям образование и летать на отпуск в любое место на Земле. Теперь сравните эту картину с любым доктором в российской районной поликлинике.

Но даже если брать профессии, не требующие длительного профессионального образования, можно с уверенностью сказать, что любой электрик или сантехник легко прокормит свою семью с детьми в США. Без квалификации, всегда можно пойти в дальнобойщики, и точно также иметь возможность купить себе и дом, и личный автомобиль, и прочие блага.

В-третьих, безопасность. Как ни крути, но большинство регионов России, по мировым меркам, очень опасное место с точки зрения преступности и рисков быть избитым или убитым, просто потому, что кому-то не понравилось ваше лицо, или не хватило на приобретение выпивки. Просто, вдумайтесь. Уровень преступлений в той же Канаде, минимум в 10 раз меньше, чем в России. При чём, если там что-то и происходит, то чаще всего это кражи или угоны автомобилей, что никак не угрожает вашему здоровью. Тем более, что все сколько-нибудь крупные вещи и собственность там застрахованы. В Канаде есть регионы, где за год вообще не убивают ни одного человека. А самые тяжелые преступления там совершаются в индийских резервациях или рядом с ними, и они, почти никогда не задевают простых канадцев.

В-четвертых, образование и перспективы для ваших детей. Ваши дети смогут вырасти в спокойной и благополучной среде и получить актуальные знания по любой профессии, которую они выберут. К слову, именно дети иммигрантов считаются самыми успешными людьми среди всех категорий населения в развитых странах. В них есть драйв и желание занять высокое место в обществе, что почти неизменно приводит их к успеху, а иногда и к большому богатству.

В-пятых, вы можете быть уверены, что ваша собственность всегда будет вашей собственностью, и её не отнимут у вас очередные реформы или передел имущества. В России и на территории бывшего СССР несколько раз, в течение 20 века деньги, сбережения и семейные капиталы просто сгорали. Вы можете прожить в достатке и в завершении своей жизни передать накопленное своим детям, которым не придется начинать с полного нуля.

В-шестых, у вас будет больше возможностей для отдыха и путешествий. Если вы поселитесь в одной из стран Европы – вы сможете объехать большую часть европейских государств на машине. Если поселитесь в США или Канаде, вам будут доступны все курорты Карибского моря, которые, в сравнении с вашей новой зарплатой, будут стоить просто смешных денег. Доминиканская Республика – это аналог Турции в Новом Свете. Дешево, отличные отели, пляжи и развлечения.

Минусы эмиграции: о чем нужно помнить

Будем честны и поговорим о минусах и сложностях, через который проходит большинство иммигрантов.

Во-первых, вам понадобиться несколько лет для полной интеграции в общество. Первые месяцы – это почти всегда эйфория: сбылась мечта, новое место жительство кажется исключительно прекрасным местом, люди, в среднем, добрее и приветливее. Но, начиная с 3-6 месяца, практически у всех наступает депрессивный этап, связанный с перестройкой личности и адаптацией под новые культурные нормы, привычки, способы общения. Люди и события вокруг начинают раздражать. Минусы и недочеты сильно бросаются в глаза. Начинается тоска по Родине, друзьям и знакомым. Иногда это сложно переживать, но это проходит. После этого, начинается новая, спокойная и радостная жизнь.

Во-вторых, это понижение социального статуса и необходимость начинать с нуля. За исключением людей, которые переводятся внутри крупных международных компаний, а также сотрудников IT-сектора, многим приходится начинать с простых работ. Работать в кафе быстрого питания, на стройке, водителями и курьерами, либо на стартовых офисных позициях, типа приема звонков или встречи гостей. Часть людей очень сложно переносит этот этап. У них начинают крутиться мысли: я же был большим начальником или доктором наук. Почему меня здесь не ценят?

Но, давайте не забывать, что здесь вы всего лишь один из многих иностранцев, которому необходимо доказать свою способность решать задачи, уживаться в коллективе. После первых случайных работ, 90% людей уже обживаются, получают рекомендательные письма и начинают делать полноценную карьеру. В среднем, ваше отставание составит 3-4 года. Через этот срок, почти все наверстывают своё прежнее положение в обществе.

В-третьих, необходимость прикладывать большое количество усилий. Необходимо много учить иностранный язык, местные традиции, способы общения, законы и правила дорожного движения, способы обращения за медицинской помощью и многие другие вещи. В другой стране всё может быть устроено совсем не так, как у вас на Родине. Некоторым людям тяжело даются постоянные улыбки и необходимость поддерживать мимолетные разговоры – small talk.

В-четвертых, это необходимость заводить новых знакомых и друзей. Да, ваши друзья и родственники, скорее всего не поедут с вами. Многие социальные связи со временем полностью отомрут, у вас пропадут общие интересы и предметы для разговора. Кому-то удается найти круг общения в иммигрантских кругах и местных диаспорах. Кто-то находит друзей в спортивных и танцевальных секциях, клубам по интересам или просто среди соседей. Человек – социальное животное, и даже самому нелюдимому интроверту будут нужны хотя бы 2-3 друга.

Вместо однозначных выводов

Главное, в процессе иммиграции – это честность с самим собой, честная оценка плюсов и минусов, своих потребностей и то, чем вы готовы заплатить за возможность начать новую жизнь. Все трудности до вас преодолевали миллионы человек. И миллионы человек сделают это после вас. Тщательно взвесьте все за и против, и действуйте решительно. Всё получится. Кроме того, попыток переезда может быть несколько. Одна неудача – это никогда не конец, и никогда не окончательный приговор.

В середине XIX в. эмиграция из России в США практически не было. В 1851 г. в Америку прибыл один русский эмигрант, в 1852 г. – двое и в 1853 г. – трое. Впервые число официально зарегистрированных российских подданных, прибывших в США в качестве иммигрантов, достигло 1 тыс. человек в 1872 г.

В течение 70-х годов число эмигрантов из России росло и в 1880 г. составило 5 тыс. человек. Среди общей массы выезжавших из других стран Европы российская эмиграция была незначительной, составляя в среднем за десятилетие 1,7%. При этом большая их часть состояла из поляков, евреев и немцев-менонитов .

Разные причины заставляли подданных Российской империи эмигрировать в США. Часть стремилась получить незаселенные земли, для создания собственного хозяйства, другие спасались от политических и религиозных преследований, третьих не устраивала военная реформа, предусматривавшая всеобщую воинскую повинность. Среди эмигрантов находились и уголовные преступники, бежавшие из мест заключения.

События 60-х годов – гражданская война в США, отмена крепостничества в России и освобождение негров-рабов в США, взаимные визиты военно-морских эскадр – повысили интерес русских и американцев друг к другу и открыли более активную полосу во взаимоотношение национальных культур.

О широком интересе российского общества к заокеанской республике говорит большое число научных статей, напечатанных в течение 70-х годов в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Дело», «Слово» и др. Много статей было посвящено политическому и экономическому положению страны, рабочему вопросу и эмиграции .

Значительная группа русских ученых, промышленников и специалистов посетила США в связи с международной выставкой в Филадельфии, посвященной 100-летию американской Республики.



В 70-е годы по сравнению с предыдущим десятилетием резко возросло число русских, в той или иной форме оставивших путевые заметки от краткого посещения или более или менее длительного проживания в США. Среди них можно назвать М.Д. Бутина, В.К. Гейнса, Н.П. Ильина, А. Лапухина, Н. Славинского и т.д. Они способствовали разоблачению легенд и мифов о Соединенных Штатах. В своих письмах и путевых заметках они писали о лишениях, с которыми столкнулись соотечественники за океаном. Русский писатель Н.Е. Славинский, побывавший в США, писал в своих заметках: «Вместо обетованной земли, ожидаемых благ начинаются на первых же порах тяжелая борьба за существование, ряд бедствий, минуты отчаяния. Без средств, без специальных сведений, без знания местного языка, иногда без права прибегнуть к единственной помощи – представителю нашего правительства – что можно предпринять, как прожить, как перебиться на первых порах?» .

Самой многочисленной группой переселенцев из России в 70-е годы были менониты – немцы-сектанты, поселившиеся еще в XVIII в. в приволжских губерниях (Саратовской, Самарской) и в южной части Украины (в районе Одессы, Бердянска, Херсона, Мариуполя). Как только стало известно о подготовке военной реформы, они обратились к российским и американским властям с просьбой разрешить переезд в США в связи с тем, что всеобщая воинская повинность лишит их льгот, освобождавшей от несения военной службы .

После длительных ходатайств несколько тысяч менонитов получили разрешение правительства на выезд и начали большими группами переселяться в США. Посланник США в Петербурге сообщал госдепартаменту, что к маю 1874 г. 400 семей менонитов твердо решили выехать в США и выразили желание поселиться в Канзасе, Дакоте или Миннесоте . Первое поселение «русских немцев» было основано в Канзасе. Следующие партии эмигрантов осели в Небраске, Дакоте, Миннесоте, где занялись выращиванием пшеницы, сахарной свеклы, а также скотоводством и впоследствии стали одной из самых преуспевающих групп фермеров в западных штатах. Своим центом менониты избрали Линкольн – главный город штата Небраска. На этих переселенцев была взвалена самая тяжелая, грязная и низкооплачиваемая работа в городе.

Определенная часть русских эмигрантов после серии неудач в приатлантических городах США двигалась на Запад и оседала на побережье Тихого океана, сосредоточившись вокруг русской епархии. Эта епархия образовалась из аляскинской группы русских колонистов, многие из которых после продажи в 1867 г. Аляски перебрались в Сан-Франциско. Здесь в начале 70-х годов были построены русская церковь и школы.

Небольшому числу русских переселенцев удалось добраться до незаселенных мест на Западе, где еще можно было получить земельный участок – гомстед. Н.П. Ильин – один из русских эмигрантов, проведшей в шесть месяцев в США и вернувшийся в Россию, сообщал в 1876 г., что большинство «наших соотечественников, бедствовавших в Нью-Йорке вследствие недостатка работы, стремились всеми силами добиться раз задуманной цели – устройства собственной фермы где-нибудь внутри страны» .

В конце XIX в. политика антисемитизма царского правительства вызвала массовую эмиграцию русских евреев в Соединенные Штаты, а также привела к возникновению «паспортного конфликта», который сводился к нежеланию официального Петербурга признавать паспорта американских граждан иудейского вероисповедания и стремлению уровнять их в правах с русскими евреями при посещении территории России. В начале 80-х годов данный национально-конфессиональный вопрос привлек внимание американского общества в связи с еврейскими погромами, охватившими южные и юго-западные губернии Российской империи. Страницы американских газет запестрили статьями, осуждающими политику антисемитизма, а в Нью-Йорке и Филадельфии в феврале и марте 1882 г. прошли многолюдные митинги в знак сочувствия жертвам беззакония и произвола.

В свою очередь еврейская община США активизировала свою деятельность в ответ на нарастающую эмиграцию из Российской империи, вызывавшую все большее беспокойства со стороны американского общества и вашингтонской администрации. Эти переселенцы не были похожи на «старых» иммигрантов немецкого происхождения и своих американских единоверцев. Они были в основной массе бедны, оседали в гетто крупных портовых городов и могли стать причиной социальной напряженности. К тому же массовый характер эмиграции ставил под вопрос возможность американизации.

Еврейская община, помогавшая приезжим устроиться на новом месте, забила тревогу, опасаясь, что прилив нищих, шумных и ортодоксальных единоверцев из Российской империи повредит ее репутации и национальной идентичности, а также вызовет усиление антисемитизма в Соединенных Штатах. Новая еврейская иммиграция действительно внесла существенный вклад в распространение антисемитских предрассудков.

Кроме того, русско-еврейские эмигранты оказались в центре внимания участников общественно-политической борьбы, развернувшейся в Соединенных Штатах между рестрикционистами, выступавшими за ограничение массовой иммиграции в страну и опиравшиеся на теорию англоконормизма, и сторонниками либерального иммиграционного законодательства, апеллировавшими к теории «плавильного котла».

В то время на свет появляется доктрина государственного секретаря США Д. Блейна, немало сделавшего для решения проблемы путем дипломатических переговоров. «Доктрина Блейна», по существу, означала отказ американской стороны от активной деятельности до той поры, когда российские власти не признают равноправие собственно русских евреев.

Заняв такую позицию, американская администрация на долгие год самоустранилась от участия в решении «паспортного вопроса», предпочитая решать лишь отдельные проблемы, периодически возникавшие в этой связи с тем или иным американским гражданином еврейского происхождения.

Аналогичная позиция была занята и в отношении политики самодержавия. Вплоть до начала XX в. официальные лица США избегали каких-либо представлений Петербургу, касавшихся положения евреев – российских подданных, ибо они однозначно квалифицировались российской стороной как «вмешательства во внутренние дела суверенного государства» .

Таким образом, поняв всю бесплодность попыток заставить русское правительство изменить правовой статус как российских, так и американских евреев в пределах империи, администрация США предпочла не обострять ситуацию и сохранить традиционно хорошие отношения со своим потенциальным союзником и партнером в Евразии.

Такое положение сохранялось до конца XIX в., т.е. до той поры, пока на политическую арену Соединенных Штатов не вышла новая общественная сила, чьи интересы затрагивали и сферу американо-русских отношений. Этой общественной силой было еврейское национальное движение, превратившееся к тому времени в мощный внутриполитический фактор, способный влиять на американскую администрацию.

Миграция и эмиграция в дореволюционный период в России

История международной (межгосударственной) миграции и эмиграции российских граждан насчитывает несколько столетий, если брать во внимание вынужденное бегство за рубеж политических деятелей еще в период средневековья. Например: спасение от преследований православной церкви и московской великокняжеской власти в Литве и «у немцев» в начале XVI в. новгородско-московских еретиков, а также переход в 1564 г. на сторону поляков князя Андрея Курбского. Его шаг был продиктован опасениями за свою жизнь, связанными с конфликтом князя и Ивана Грозного на почве выбора основных путей политического развития России. Политическая концепция Курбского состояла в развитии принципов сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата и дальнейшего развития сословно-представительных органов, как в центре, так и на местах. Точка зрения, отстаиваемая Иваном Грозным, заключалась в утверждении принципа неограниченности монархии, «самодержавства», с параллельным установлением жесткого, силового режима. Последующее развитие событий показало, что верх одержала точка зрения Ивана IV.

В «петровскую» эпоху к политическим мотивам отъезда за рубеж добавились религиозные. Процесс же экономических миграций, столь характерный для стран Центральной и Западной Европы, практически не затрагивал Россию до второй половины ХIХ в., хотя и есть упоминания о русских переселенцах XVI – XVIII вв. в Америку, Китай и Африку. Однако эти миграции были незначительными по численности и связаны с «зовом дальних морей» или поисками счастья. В конце XVIII в. русские поселенцы появились и в европейских странах: во Франции (1774 г.), Германии (в городах Галле, Марбурге, Йене и др.), где еще с середины XV – II вв. начала обучаться русская дворянская молодежь.
Главным центром российской политической эмиграции второй четверти XIX в. был Париж, а после революции 1848 г. им стал Лондон, где появилась «первая вольная русская типография», основанная А. И. Герценом, благодаря которой русская эмиграция стала существенным фактором в политической жизни России. Характерной особенностью «дворянской эмиграции» из России во второй четверти XIX в., которая выехала вполне легально, был сравнительно высокий уровень жизни.
Во второй половине XIX в., после польского восстания 1863 – 1864 гг. из России бежало некоторое количество политических «преступников», которые осели главным образом в Лондоне, Берне, Гейдельберге, Тульце, Женеве, Берлине. Эта новая эмиграция расширила социальный состав российской политической эмиграции. К дворянству прибавились мещане, разночинцы, интеллигенция.
Особый поток российской политической эмиграции, возникшей после убийства Александра II и внутриполитического кризиса 80-х годов XIX в., охватил почти четверть века. К этому времени относится и появление в эмиграции одной из первых политических организаций – марксистского «Союза русских социал-демократов за границей».
Говоря о русских, находившихся за рубежом в последней четверти XIX – начале XX в., в первую очередь следует упомянуть экономических «переселенцев». Причиной их отъезда являлась более высокая оплата труда за рубежом. До начала 80-х годов число покинувших Россию по экономическим мотивам не превышало 10 тыс. человек, позже оно стало расти и в 1891 г. достигло своей «пиковой отметки» – 109 тыс. человек. В 1894 г. оно резко упало, что было связано с торговым договором между Россией и Германией, облегчившим переход границы и позволявшим ненадолго выезжать за рубеж и возвращаться. Трудовая, или экономическая, эмиграция в дореволюционный период была наиболее массовой. Ее составляли в основном безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Всего за период с 1861 г. по 1915 г. Россию покинуло 4 млн. 200 тыс. 500 человек, из которых в страны Нового Света, в основном в США, эмигрировало 3 млн. 978, 9 тыс. человек, что составляет 94%. Следует отметить, что большинство эмигрантов из России не были этническими русскими. Более 40% эмигрантов составляли евреи. Согласно цензу 1910 г., в США было зарегистрировано 1 тыс. 732,5 тыс. уроженцев России, а лиц «российского происхождения» – 2 тыс. 781,2 тыс. В числе уроженцев России: 838 тыс. евреев, 418 тыс. поляков, 137 тыс. литовцев, 121 тыс. немцев и только 40,5 тыс. русских. Таким образом, выясняется, что русских в США к 1910 г. проживало не более 3% от всех лиц российского происхождения. Точно определить этнический состав трудовой эмиграции конца XIX – начала XX вв. не представляется возможным. Так, в США регистрировались как русские (или русины) украинцы, карпатороссы, в основном выходцы из западных и южных губерний Российской империи, из Австро-Венгрии (Галиции, Буковины), Закарпатья. Они отождествляли себя с русскими и, если говорить в широком смысле, с восточнославянской культурой. Их потомки в значительной мере сохранили эту преемственность до нашего времени, и большинство из 10 миллионов прихожан Русской Церкви в Америке (Американской Митрополии), многочисленных украинских и карпаторосских храмов являются потомками трудовых эмигрантов. В конце XIX – начале XX вв. русские крестьяне в Америке объединялись в основном вокруг церковных приходов и крестьянских братств, обществ взаимопомощи. Среди этой категории эмигрантов было мало образованных и грамотных людей: они не написали книг и воспоминаний, но через поколения пронесли любовь и уважение к России, сохранив традиции Православия, свидетельство чему десятки русских православных храмов, построенных их руками.
Некоторое представление о численности российской эмиграции в XIX в. дают таблицы 1 и 2.
Следует, однако, учитывать, что данные этих таблиц дают представление о «подданных Российской империи», а не собственно о русских. Как уже указывалось выше, процент последних был относительно невелик. Например, в 1890 – 1900 гг. он составлял лишь 2% от всех уехавших. Из прибывших в Германию в 1911 – 1912 гг. почти 260 тыс. человек русскими «записались» лишь 1915, а в 1912 – 1913 гг. примерно из такого же числа – 6360 (Воблый К. Г. Отход на заработки в Германию и русско-германский торговый договор // Тр. Юго-Западного отд. Российской паспортной палаты. Киев, 1924, С. 7). Аналогичная ситуация наблюдалась и в Канаде. Так, из выехавших в Канаду бывших подданных Российской империи собственно русских было: в 1900 – 1903 гг. – 11 тыс. человек, что составляло 46% от общего числа; в 1904 – 1908 гг. – 17 тыс. (34%), в 1909 – 1913 гг. – 64 тыс. (56%), а всего за 1900 – 1913 гг. – 92 тыс. (Русские. М., 1997, С. 146).
Необходимо упомянуть и еще об одной категории российских эмигрантов – уехавших по религиозным мотивам. Их численность с 1826 по 1905 гг., по сведениям В. Д. Бонч-Бруевича, составила 26,5 тыс. православных и сектантов, из которых 18 тыс. выехали в последнее десятилетие XIX в. и в пять предреволюционных лет. Наиболее крупными потоками религиозной российской эмиграции до 1917 года были главным образом духоборы, молокане и старообрядцы. В 1890-х годах усилилось движение духоборов с целью переселения в Америку. Часть духоборов была выслана в Якутию, но многие добились в 1905 году разрешения на переселение в Америку. В 1898 – 1902 гг. около 7,5 тысячи духоборов переселились в Канаду, многие из них затем переехали в США. В первое десятилетие XX века выехало в США более 3,5 тысячи молокан, селились они главным образом в Калифорнии. Духоборы, молокане и старообрядцы во многом определяли характер русской эмиграции в Америку в начале XX века. В частности, в 1920 году в Лос-Анджелесе из живших там 3750 русских только 100 человек были православными, остающиеся 97% являлись представителями различных религиозных сект. Духоборы, старообрядцы на американском континенте, благодаря достаточно обособленному образу жизни, в значительной степени смогли сохранить и по сей день русские традиции и обычаи. Несмотря на значительную американизацию жизни и экспансию английского языка, они даже и сейчас продолжают оставаться островками России за рубежом.
Нельзя не упомянуть и о массовой эмиграции за рубеж представителей национальных меньшинств царской России в XIX веке. В первую очередь татар, немцев, поляков и евреев. Во многом эта эмиграция вызвана была религиозными причинами. Но эти потоки эмиграции не являются предметом изучения данной работы, т.к. лишь с большой натяжкой можно считать русской (или российской эмиграцией) эмиграцию немцев-меннонитов, крымских татар, поляков, большую часть иудеев и др., хотя они и эмигрировали из России. Мы не рассматриваем в нашей работе такие группы, потому что они очень быстро теряли какую-либо связь с Россией и российской культурой. Хотя и масштабы подобной эмиграции из дореволюционной России были значительны, но правильней было в отношении нее употреблять термин «переселение из России». Вряд ли оправданно было бы рассматривать как потомков российских эмигрантов татарское население Турции, да и сами они отождествляют себя даже не с татарами, а с турками. Так же, как некорректно было бы рассматривать американского режиссера С. Спилберга и фокусника Д. Копперфильда в качестве представителей российской диаспоры на американском континенте только на том основании, что их предки были выходцами из Одессы. Весьма проблематично было бы обнаружить и какое- либо влияние российской культуры у потомков немецких переселенцев из России XIX века в Германии и США.
Своеобразие еврейской эмиграции из России связано с тем, что она включает в себя все возможные типологии эмиграции: политическую, трудовую, религиозную, национальную, часто взаимнопереплетенные и трудновычленяемые. Еще одна особенность еврейской эмиграции заключается и в том, что часть ее вот уже на протяжении более 150 лет сохраняет элементы российской культуры и русский язык. Свидетельство чему большое количество созданных ею русскоязычных газет, журналов, организаций, использующих русский язык как средство общения. Начало массовой еврейской эмиграции относится к 70-м годам XIX века. Причем более 90% еврейских эмигрантов направлялось в США. В 70-е годы из всех российских эмигрантов, прибывших в США, 42% составляли евреи, в 80-е годы они составили уже 58,2%. Абсолютное число еврейских эмигрантов продолжает увеличиваться на всем протяжении XIX – начала XX веков. Во многом это было связано с ограничением прав евреев в 80-е годы. В частности введением в действие в 1882 году «Временных правил» проживания евреев в сельской местности. Они запрещали евреям селиться вне городов, приобретать собственность, арендовать землю. В 1887 году евреям было запрещено селиться в Ростове-на-Дону и в Таганрогском уезде, в 1891 году – в Москве и Московской области. В 1886 – 1887 годах были изданы постановления, ограничивающие право евреев поступать в гимназии и реальные училища на всей территории России. В США еврейские эмигранты заселяли в основном штаты Северной Атлантики, в первую очередь Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильванию. В 1891 – 1900 гг. в США выехало 234,2 тысячи российских евреев, что составило 36,5% всех российских эмигрантов, прибывших в США. Своего пика еврейская эмиграция достигает в начале XX века. В 1901 – 1910 гг. в США прибыло 704,2 тыс. евреев, что составило 44,1% всех российских переселенцев. Еврейскую эмиграцию нельзя отнести к трудовой или временной. Среди евреев практически не было реэмигрантов, т.е. они сознательно пытались найти в стране въезда новую родину. Отчасти это объясняется и особенностями российского законодательства того периода. В царской России эмиграция была запрещена – разрешался лишь временный выезд за границу. Исключением из этого правила были только евреи, получившие по «Правилам» от 8 мая 1892 право официально уезжать из страны, без права возвращаться обратно.
О численности выехавших из России в 1900 – 1917 гг. и осевших в разных странах эмигрантов наглядно свидетельствуют данные, приведенные в таблице 3.
Политическая эмиграция – явление сложное, многообразное, включающее в себя весь спектр общественной жизни дореволюционной России. Пожалуй, нет ни одного заметного течения в политической, общественной жизни дореволюционной России, которое не было бы представлено в эмиграции. Политические эмигранты из России издавали только в Европе за период 1855 –1917 гг. 287 газет и журналов. Еще одна особенность политической эмиграции – ее тесное переплетение и взаимосвязь с трудовыми, национальными и религиозными эмигрантами. Такое многообразие фактически не поддается никакой классификации. Традиционные принципы деления течений политической эмиграции на консервативное, либеральное, социалистическое, или, дворянскую, разночинную, пролетарскую эмиграцию и т.д. не отражают всего спектра российской политической эмиграции. Весьма условно можно выделить в истории политической эмиграции до 1917 года два этапа: 1. Народнический, ведущий свое начало от эмиграции в 1847 году А. И. Герцена и заканчивающийся в 1883 году с образованием в Женеве группы «Освобождение труда», объединившей первых русских марксистов-эмигрантов (Г. В. Плеханов, П. Б Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и др.); 2. Пролетарский – с 1883 г. по 1917 г. Для первого, народнического этапа характерно отсутствие политических партий с четко выраженной структурой и немногочисленность политических эмигрантов. В основном это народовольцы или, как принято их называть в марксистской историографии, «представители второго этапа революционного движения». Второй этап истории политической эмиграции характерен образованием огромного количества различных групп, обществ и партий политических эмигрантов. Причем это уже не протопартии, а настоящие партии с четко организованной структурой. Также отличается второй этап от первого своей относительной массовостью – колонии русских эмигрантов, редакции органов печати, партийные органы образовались в это время во всех крупных городах Европы. (Основными центрами российской эмиграции являлись: Женева, где на протяжении 1855 – 1917 гг. издавалось 109 российских периодических изданий; Париж – 95; Лондон – 42; Берлин – 17). К началу XX века за пределами России действовало более 150 российских политических партий. Характерной чертой порядка образования и стратификации российских политических партий было первоначальное оформление партий социалистической ориентации, затем либеральной и, наконец, консервативной.
Одним из первых политических эмигрантов XIX века был профессор Московского университета В. С. Печерин (1807 – 1885). В 1836 году он выехал из России, став политическим эмигрантом. Впоследствии Печерин принял католичество и стал одной из самых заметных фигур в ордене редемптористов, известным просветителем в Ирландии. Он не был революционером, но активно сотрудничал с Герценом, в частности Герцен опубликовал в «Полярной звезде» свою переписку с Печериным. В 1840 году началась первая эмиграция М. А. Бакунина, закончившаяся его выдачей царскому правительству в 1851 году. В 1843 году невозвращенцем стал И. Г. Головнин – чиновник российского министерства иностранных дел, проживший впоследствии в Европе и Америке несколько десятков лет. Головнин был и автором первой революционной эмигрантской брошюры, изданной в 1849 году, – «Катехизис русского народа».
Но, политическая эмиграция как явление начинается с А. И. Герцена, выехавшего за границу в 1847 году. В 1853 году Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию. С 1855 года издавал альманах «Полярная звезда», в 1857 – 67 гг. выпускал вместе с Н. П. Огаревым первую русскую революционную газету «Колокол». Первую достаточно многочисленную группу политических эмигрантов составили народовольцы, эмигрировавшие спасаясь от репрессий царского правительства. Виднейшими представителями этого движения политических эмигрантов были П. Л. Лавров, М. А. Бакунин. П. Н. Ткачев, П. А. Кропоткин, С. М. Степняк-Кравчинский.
Важным событием в истории российской политической эмиграции было создание в 1870 году группой эмигрантов во главе с Утиным в Женеве русской секции Интернационала. Наиболее известными организациями народнического толка были «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Из русской зарубежной прессы этого периода выделяются издававшийся Лавровым в Цюрихе и Лондоне журнал «Вперед» (1873 – 1877), газета Ткачева «Набат», выходившая в Женеве и Лондоне (1875 – 1881), «Вестник народной воли» (1883 – 1886), женевская газета «Зерно» (1880 – 1881), лондонская «На родине» (1882 – 1883), «Народная воля. Социально-революционное обозрение» (1879 – 1885) и др.
В 70-е годы XIX века народовольцы стали проникать и в Америку. В 70-х годах там существовало уже несколько кружков и общин русских революционных эмигрантов (коммуна Фрея, Г. А. Мачтета и др.). Примечательной личностью среди русских эмигрантов в Америке был бывший иеродиакон российской миссии в Афинах, затем сотрудник Вольной типографии Герцена и с 1864 эмигрант в США – Агапий Гончаренко. Он же считается родоначальником русской прессы в Америке. Первым же политическим эмигрантом в США был полковник генерального штаба И. В. Турчанинов, эмигрировавший туда в 1856 году. Впоследствии он вошел в историю Америки как один из героев войны между Севером и Югом, в которой он принимал участие на стороне северян, командуя полком. До начала 1880-х годов число русских политических эмигрантов в Америке было крайне незначительно. Усилился поток политических эмигрантов после воцарения Александра III. Среди российских политических эмигрантов в США этого периода можно назвать Н. К. Судзиловского, Н. Алейникова, П. М. Федорова, В. Л. Бурцева и других. В 1893 году, после заключения договора между правительствами США и России о выдаче политических эмигрантов, многие российские эмигранты вынуждены были выехать из США, либо принять американское гражданство. Для политической эмиграции в США, как и для всей политической эмиграции, характерно постепенное отступление на задний план его народнической составляющей и к началу 1890-х годов полное доминирование социал-демократов. В частности, в 1890-х годах в Нью-Йорке активно действовало Русское социал-демократическое общество, в Чикаго – группа русских социал-демократов. Русские социал-демократы были связаны с группой «Освобождение труда», а впоследствии с редакцией «Искры». Число российских политических эмигрантов в Америке резко выросло после поражения революции 1905 – 1907 годов.
Значительным эпизодом в истории российской политической эмиграции была деятельность друга Герцена, сановного оппозиционера князя П. В. Долгорукова. Долгоруков сотрудничал с герценовским «Колоколом», предоставляя информацию, компрометирующую правящие слои царской России из своего нелегально вывезенного архива. Также Долгоруков издавал и свои периодические издания «Будущность», «Листок», «Правдивый» и др. Вот лишь некоторые из публикаций князя Долгорукова: «Нынешнее положение дел при дворе», «Император Александр Николаевич. Его характер и образ жизни. Его жена Мария Александровна», «О том, что происходит в министерстве финансов», «Карьера Мины Ивановны» и т.д.
Начало второго, или «пролетарского» этапа образования российской политической эмиграции до 1917 года связано с созданием в 1883 году в Женеве группы «Освобождение труда». У ее истоков стояли бывшие лидеры народнического движения: Г. В. Плеханов – участник организации «Земля и воля» и лидер «Черного передела», П. Б. Аксельрод – соратник Плеханова по «Черному переделу», бывший главный редактор бакунинской газеты «Община», землеволец В. Н. Игнатов и др. Группа положила начало марксистского направления в истории политической эмиграции. За рубежом участники группы «Освобождение труда» издавали «Библиотеку современного социализма» и «Рабочую библиотеку». Деятельностью группы «Освобождение труда» было подготовлено образование в 1898 году, и окончательное оформление в 1903 году РСДРП, причем в образовании РСДРП большую роль сыграли члены группы «Освобождение труда» Плеханов, Аксельрод, Засулич. РСДРП создала наибольшую, по сравнению с другими эмигрантскими партиями и объединениями, инфраструктуру партийных организаций и групп за рубежом. В частности, заграничные группы РСДРП работали в Женеве, Берне, Париже, Берлине, Мюнхене, Карлсруэ, Фрейбурге, Бостоне, Будапеште, Львове, Лейпциге, Мангейме, Брюсселе, Ницце, Сан-Ремо, Гамбурге, Лозанне, Бремене, Льеже, Ганновере, Антверпене, Давосе, Копенгагене, Тулузе, Чикаго, Нью-Йорке и во многих других городах Европы и Америки. Наиболее известные печатные органы РСДРП – газеты «Искра», «Заря», «Вперед», «Пролетарий», «Правда», «Социал-демократ» и др. В 1908 году центр русской политической эмиграции переместился из Женевы в Париж.
Как уже указывалось выше, эмиграция, особенно эмиграция XIX – начала XX века, – явление сложное, многообразное, не укладывающееся в прокрустово ложе никакой классификации и систематизации. Деление эмигрантов на политических, экономических, покинувших Родину из-за религиозных притеснений и т.д. далеко не охватывает всех составляющих эмиграции. Мотивы, причины, побудившие человека стать эмигрантом, часто очень индивидуальны. И у каждого своя история. Единственное, что объединяет эту общность, группу людей, называемую эмигрантами, – это то, что все они покинули Родину на длительное время, а иногда и на всю жизнь.
В период второй половины XIX-го и в начале XX века за границей проживали многие деятели российской науки, культуры и просто богатые дворяне. Подолгу жили за рубежом Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, К. П. Брюллов, И. И. Мечников и другие. Причины их эмиграции самые различные. Часто это поиск более благоприятных условий для творчества и научной работы, личные причины. Эти разнообразные мотивы часто переплетались.
З. А. Волконская навсегда покинула Россию в 1829 году и поселилась в Риме, где прожила около 30 лет. Вилла Волконской на долгие годы превратилась в главный культурный центр российского зарубежья первой половины и середины XIX века. И поныне эта вилла с огромным садом называется «вилла Волконской». На вилле 3. А. Волконская создает Аллею воспоминаний. Она устанавливает мраморные стелы в честь А. С. Пушкина и Н. М. Карамзина, урну в память Д. В. Веневитинова. Частыми гостями у Волконской были Н. В. Гоголь, А. И. Тургенев, М. И. Глинка, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, В. А. Жуковский и многие другие. Салон Волконской в Риме был одним из самых известных в Европе. Здесь собирались деятели не только российской культуры, но и Западной Европы. У Волконской писатели читали свои рассказы, стихи, пьесы, композиторы знакомили публику с новыми произведениями. Часто устраивались концерты и даже ставились оперы. На вилле Волконской была также огромная библиотека и богатая коллекция произведений искусства. В феврале 1915 года в Риме – с целью оказания помощи русским эмигрантам и объединения русской колонии – было создано Общество имени А. И. Герцена. Учредителями общества были Г. И. Шрейдер, В. Н. Рихтер и другие эмигранты.
С 1847 года и до самой смерти в 1883 году, прожил за рубежом, в основном во Франции, И. С. Тургенев. В 1877 году эмигрировал во Францию историк, географ, член Русского географического общества, корреспондент журнала «Колокол» М. И. Венюков. В начале 30-х годов XIX века выехали за границу на постоянное местожительство мать и дочь Верещагины – Елизавета Аркадьевна и Александра Михайловна. А. М. Верещагина, кузина Лермонтова, в годы жизни в Москве дружила с ним и состояла в переписке. В 1837 году А. М. Верещагина вышла замуж за барона Карла фон Хюгеля и с тех пор в Россию не возвращалась, живя в основном в Париже и Штутгарте.
Русский микробиолог, лауреат Нобелевской премии, И. И. Мечников жил во Франции с 1888 года до самой своей смерти в 1916 году. Мечников в 1888 году принял предложение Луи Пастера и возглавил самую крупную лабораторию бактериологического института в Париже, с 1903 года он был одновременно и заместителем директора этого учреждения.
Центрами российского дореволюционного зарубежья были и многочисленные русские библиотеки, имеющиеся во многих городах Европы. Одной из первых русских эмигрантских библиотек была «Славянская библиотека в Париже», основанная в 1855 году русскими иезуитами по инициативе князя И. С. Гагарина. Значительным культурным центром русской колонии в Париже была «Русская библиотека им. И. С. Тургенева». Она открылась в январе 1875 года. Ее основателями были И. С. Тургенев и Г. А. Лопатин. В 1883 году, после смерти Тургенева библиотеке было присвоено его имя. В Риме в 1902 году также открылась «Русская библиотека им. Н. В. Гоголя». Первыми стали поступления в библиотеку из прекратившего свое существование «Клуба русских художников в Риме». Таким образом в библиотеку поступило несколько тысяч томов. В библиотеке часто устраивались чтения, концерты, диспуты. В качестве лекторов выступали П. Д. Боборыкин, С. М. Волконский, В. Ф. Эрн, С. М. Соловьев и др. По средам устраивались недельные собрания для русских эмигрантов в Риме. Библиотека им. Гоголя была внепартийным учреждением и стремилась оставаться одинаково доступной всем российским эмигрантам, независимо от их политических взглядов. Членский взнос для членов библиотеки равнялся 15 франкам. С 1912 года в Риме существовало также «Общество русской библиотеки-читальни имени Л. Н.Толстого». Членом Общества мог быть любой русский эмигрант, проживший в Риме не менее трех месяцев.
Самым крупным книжным собранием русских книг за пределами России обладала Библиотека «Славика» при Александровском университете в Хельсинки. С 1828 года и вплоть до 1917-го регулярно получавшая по указу Николая I обязательные экземпляры всех книг, издававшихся в Российской империи. Кроме того, она пополнялась не только за счет обязательных экземпляров, но и за счет пожертвований и именных даров. Самым ценным из них был «Александровский дар», поступивший от сына великого князя Константина Павловича, Павла Константиновича Александрова. Он передал в дар «Славике» 24 тыс. томов из двух библиотек – Большой Гатчинской и библиотеки Мраморного дворца, состоящих в основном из старых книг XVII и XVIII веков. К 1917 году в библиотеке насчитывалось около 350 тыс. названий книг.
Нельзя не упомянуть еще одну большую группу русских людей, ставших невольными эмигрантами. Это русские, проживающие на территории Аляски, которые стали эмигрантами поневоле – после продажи в 1867 году Аляски Америке. В эмиграции также невольно оказались и приходы Русской Православной Церкви.
Свое начало Русская православная церковь в Америке ведет от первой православной миссии на Аляске в 1794 году. Со времени продажи Америке Аляски в 1867 году Русская Церковь в Америке находилась на территории уже другого государства – США. С этого времени ее прихожане пополняются в основном за счет обращенных американцев. Фактически с 1867 года РПЦ в Америке становится Поместной православной церковью, т.е. обретя «свое место», она находится в канонической зависимости от РПЦ. Постепенно храмы РПЦ появляются и на исконной территории США – в Сан-Франциско (1867), в Нью-Йорке (1870), причем в число их прихожан входят уже все православные, живущие в США: сербы, греки, сирийцы, выходцы из Австро-Венгрии и т.д. В 1903 году в Русской Церкви в Америке было 52 храма, 69 часовен. Число зарегистрированных прихожан доходило до 32 тысяч человек, при этом выходцев из России было всего 876. Чтобы не вводить в смущение прихожан, не имеющих русского подданства, Святейший Синод Указом от 27 января 1906 г. разрешил практику поминовения на богослужениях не императора Николая II, а президента США. К 1917 году в Американской Церкви насчитывалось уже около ста тысяч зарегистрированных прихожан и 306 церквей и часовен. Кроме того, к русской Церкви принадлежали Сиро-Арабская Миссия, Сербская и Албанская Миссии.
Подводя итог анализу российской эмиграции в дореволюционной России, можно сделать следующие выводы. Эмиграция как явление и предмет изучения историков, демографов и других специалистов появляется в России только с середины XIX века. Именно с середины XIX века можно говорить о таких понятиях, как российская эмигрантская пресса, литература русского зарубежья. На протяжении второй половины позапрошлого столетия и начала прошлого в Европе и Америке образуется достаточно большая русская диаспора, со своей инфраструктурой эмигрантских учреждений, редакций газет и журналов, архивами и библиотеками. Следует отметить, что дореволюционная эмиграция XIX – начала XX веков была самой значительной по своим размерам, по сравнению с последующими эмиграциями, число выехавших из России в этот период превышает 7 миллионов человек. Во многом это объясняется тем, что дореволюционная эмиграция была более длительной по времени и не вызвана какими-либо политическими катаклизмами, в отличие от последующих эмиграций. При этом в царской России эмиграция не регулировалась законодательно. Переход российских граждан в другое гражданство запрещался, а срок пребывания за границей ограничивался пятью годами, после чего надо было ходатайствовать о продлении срока, в противном случае человек считался потерявшим гражданство, и его имущество переходило в опекунское правление, а сам он, вернувшись в Россию, подлежал вечной ссылке. Таким образом, до 1917 года эмиграция из России носила полулегальный характер и фактически никак официально не регулировалась…
Как показано выше, в дореволюционный период преобладала трудовая, или экономическая эмиграция. Особенностью большинства эмигрантов (исключение составляют духоборы и старообрядцы) было стремление как можно быстрее адаптироваться к новой жизни, найти свое место в чужой стране. Большинство их осело в Америке.
Февральская революция 1917 г. положила конец «антицаристской» политической эмиграции. В марте 1917 г. в Россию вернулось большинство революционеров разных политических оттенков. Для облегчения их репатриации были созданы даже Комитеты по возвращению на родину. Они действовали во Франции, Швейцарии, Англии, США. Но уже в ноябре 1917 г. стало получать развитие противоположное явление – эмиграция, несущая антисоветский, антибольшевистский и антикоммунистический характер. Она получила название «Белой эмиграции», или «Первой волны Русской эмиграции». На ней следует остановиться более подробно, так как именно «Первая эмиграция» сыграла значительную роль в развитии и сохранении русской национальной культуры, ее духовных корней.
Глава из книги
“Эмиграция и репатриация в России”
В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева,
М. В. Назаров, А. В. Окороков

Вышеописанные процессы освоения новых земель и расширения российских государственных границ относятся к внутренней миграции (один из основных типов миграционного движения, представляет собой совокупность людских передвижений, осуществляемых в территориальных границах государств. По своим масштабам обычно значительно превосходит международную миграцию). А теперь коснемся международной (межгосударственной) миграции и эмиграции российских граждан.

Миграция и эмиграция в дореволюционный период.

История международной (межгосударственной) миграции и эмиграции российских граждан насчитывает несколько столетий, если брать во внимание вынужденное бегство за рубеж политических деятелей еще в период средневековья. Например: спасение от преследований православной церкви и московской великокняжеской власти в Литве и «у немцев» в начале XVI в. новгородско-московских еретиков, а также переход в 1564 г. на сторону поляков князя Андрея Курбского. Его шаг был продиктован опасениями за свою жизнь, связанными с конфликтом князя и Ивана Грозного на почве выбора основных путей политического развития России. Политическая концепция Курбского состояла в развитии принципов сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата и дальнейшего развития сословно-представительных органов, как в центре, так и на местах. Точка зрения, отстаиваемая Иваном Грозным, заключалась в утверждении принципа неограниченности монархии, «самодержавства», с параллельным установлением жесткого, силового режима. Последующее развитие событий показало, что верх одержала точка зрения Ивана IV.

В «петровскую» эпоху к политическим мотивам отъезда за рубеж добавились религиозные. Процесс же экономических миграций, столь характерный для стран Центральной и Западной Европы, практически не затрагивал Россию до второй половины ХIХ в, хотя и есть упоминания о русских переселенцах XVI - XVIII вв. в Америку, Китай и Африку. Однако, эти миграции, были незначительными по численности и связаны с «зовом дальних морей» или поисками счастья. В конце XVIII в. русские поселенцы появились и в европейских странах: во Франции (1774 г.), Германии (в городах Галле, Марбурге, Иене и др.) где еще с середины XVIII в. начала обучаться русская дворянская молодежь.

Главным центром российской политической эмиграции второй четверти XIX в. был Париж, а после революции 1848 г. им стал Лондон, где появилась «первая вольная русская типография» основанная А.И. Герценым, благодаря которой, русская эмиграция стала существенным фактором в политической жизни России. Характерной особенностью «дворянской эмиграции» из России во второй четверти XIX в., которая выехала вполне легально, был сравнительно высокий уровень жизни.

Во второй половине XIX в., после польского восстания 1863-1864 гг. из России бежало некоторое количество политических «преступников», которые осели главным образом в Лондоне, Берне, Гейдельберге, Тульце, Женеве, Берлине. Эта новая эмиграция расширила социальный состав российской политической эмиграции. К дворянству прибавились мещане, разночинцы, интеллигенция.

Особый поток российской политической эмиграции возникшей после убийства Александра II и внутриполитического кризиса 80-х годов XIX в., охватил почти четверть века. К этому времени относится и появление в эмиграции одной из первых политических организаций - марксистского «Союза русских социал-демократов за границей».

Говоря о русских, находившихся за рубежом в последней четверти XIX - начале XX в. в первую очередь следует упомянуть экономических «переселенцев». Причиной их отъезда являлась более высокая оплата труда за рубежом. До начала 80-х годов число покинувших Россию по экономическим мотивам не превышало 10 тыс. человек, позже оно стало расти и в 1891 г. достигло своей «пиковой отметки» - 109 тыс. человек. В 1894 г. оно резко упало, что было связано с торговым договором между Россией и Германией, облегчившем переход границы и позволявшем ненадолго выезжать за рубеж и возвращаться. Трудовая или экономическая эмиграция в дореволюционный период была наиболее массовой. Ее составляли в основном безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Всего за период с 1861г. по 1915 г. Россию покинуло 4.200.500 человек, из которых в страны Нового света, в основном в США, эмигрировало 3.978, 9 тыс. человек, что составляет 94 %. Следует отметить, что большинство эмигрантов из России не было этническими русскими. Более 40 % эмигрантов составляли евреи. Согласно ценза 1910 г. в США было зарегистрировано 1732,5 тыс. уроженцев России, а лиц «российского происхождения» - 2781,2 тыс. В числе уроженцев России: 838 тыс. евреев, 418 тыс. поляков, 137 тыс. литовцев, 121 тыс. немцев и только 40,5 тыс. русских. Таким образом, выясняется, что русских в США к 1910 г. проживало не более 3 % от всех лиц российского происхождения. Точно определить этнический состав трудовой эмиграции конца XIX - начала XX вв. не представляется возможным. Так, в США регистрировались как русские или русины украинцы, карпатороссы, в основном выходцы из западных и южных губерний Российской империи, из Австро-Венгрии (Галиции, Буковины), Закарпатья. Они отождествляли себя с русскими и, если говорить в широком смысле, с восточнославянской культурой. Их потомки в значительной мере сохранили эту преемственность до нашего времени. Так, большинство из 10 миллионов прихожан Русской Церкви в Америке (Американской Митрополии), многочисленных украинских и карпаторосских храмов являются потомками трудовых эмигрантов. В конце XIX - начале XX вв. русские крестьяне в Америке объединялись в основном вокруг церковных приходов и крестьянских братств, обществ взаимопомощи. Среди этой категории эмигрантов было мало образованных и грамотных людей: они не написали книг и воспоминаний, но через поколения пронесли любовь и уважение к России, сохранив традиции Православия, свидетельство чему десятки русских православных храмов построенных их руками.

Нельзя не упомянуть и о массовой эмиграции за рубеж представителей национальных меньшинств царской России в XIX веке. В первую очередь татар, немцев, поляков и евреев. Во многом эта эмиграция вызвана была религиозными причинами. Но эти потоки эмиграции не являются предметом изучения этой работы. Так как, с большой натяжкой можно считать русской или российской эмиграцией эмиграцию немцев-меннонитов, крымских татар, поляков, большую часть иудеев и др. хотя они и эмигрировали из России. Мы не рассматриваем в нашей работе такие группы, потому, что они очень быстро теряли какую либо связь с Россией и российской культурой. Хотя и масштабы подобной эмиграции из дореволюционной России были значительны, но правильней было для неё употреблять термин «переселение из России». Вряд ли оправданно было бы рассматривать, как потомков российских эмигрантов, татарское население Турции, да и они и сами отождествляют себя даже не с татарам, а с турками. Также, как некорректно было бы рассматривать американского режиссёра С. Спилерберга и фокусника Д. Копперфильда, как представителей российской диаспоры на американском континенте, только на том основании, что их предки были выходцами из Одессы. Весьма проблематично было бы обнаружить и какое либо влияние российской культуры у потомков немецких переселенцев из России XIX века в Германии и США

Своеобразие и необычность еврейской эмиграции из России связано с тем, что она включает в себя все возможные типологии эмиграции: политическую, трудовую, религиозную, национальную, часто взаимно переплетенные и трудно вычленяемые. Ещё одна особенность части еврейской эмиграции заключается и в том, что часть её вот уже на протяжении более 150 лет сохраняет элементы российской культуры и русский язык. Свидетельство чему большое количество созданных её русскоязычных газет, журналов, организаций использующих русский язык как средство общения. Начало массовой еврейской эмиграции относится к 70-м годам XIX века. При чём более 90% еврейских эмигрантов направлялось в США. В 70-е годы из всех российских эмигрантов, прибывших в США, 42% составляли евреи, в 80-е годы они составили уже 58,2%. Абсолютное число еврейских эмигрантов продолжает увеличиваться на всём протяжении XIX начала XX веков. Во многом это было связано с ограничением прав евреев в 80-е годы. В частности введением в действие в 1882 году «Временных правил» проживания евреев в сельской местности. Они запрещали евреям селиться вне городов, приобретать собственность, арендовать землю. В 1887 году евреям было запрещено селиться в Ростове-на-Дону и в Таганрогском уезде, в 1891 г. - в Москве и Московской области. В 1886-1887 годах были изданы постановления, ограничивающие право евреев поступать в гимназии и реальные училища на всей территории России. В США еврейские эмигранты заселяли в основном штаты Северной Атлантике, в первую очередь Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильванию. В 1891-1900 гг. в США выехало 234,2 тысячи российских евреев, что составило 36,5 % всех российских эмигрантов прибывших в США. Своего пика еврейская эмиграция достигает в начале XX века. В 1901-1910 гг. в США прибыло 704,2 тыс. евреев, что составило 44,1 % всех российских переселенцев. Еврейскую эмиграцию нельзя отнести к трудовой или временной. Среди евреев практически не было реэмигрантов, т.е. они сознательно пытались найти в стране въезда новую родину. Отчасти это объясняется и особенностями российского законодательства того периода. В царской России эмиграция была запрещена - разрешался лишь временный выезд за границу. Исключением из этого правила были только евреи, получившие по «Правилам» от 8 мая 1892 право официально уезжать из страны, без права возвращаться обратно.

Значительным эпизодом в истории российской политической эмиграции была деятельность друга Герцена, сановного оппозиционера князя П. В. Долгорукова. Долгоруков сотрудничал с герценовским «Колоколом», предоставляя информацию, компрометирующую правящие слои царской России из своего нелегального вывезенного архива. Так же Долгоруков издавал и свои периодические издания «Будущность», «Листок», «Правдивый» и др. Вот лишь некоторые из публикаций князя Долгорукова: «Нынешнее положение дел при дворе», «Император Александр Николаевич. Его характер и образ жизни. Его жена Мария Александровна», «О том, что происходит в министерстве финансов», «Карьера Мины Ивановны» и т. д.

Начало второго или «пролетарского» этапа образования российской политической эмиграции до 1917 года связано с созданием в 1883 году в Женеве группы «Освобождение труда». У ее истоков стояли бывшие лидеры народнического движения: Г. В. Плеханов участник организации «Земля и воля» и лидер «Чёрного передела», П. Б. Аксельрод соратник Плеханова по «Чёрному переделу», бывший главный редактор бакунинской газеты «Община», землеволец В, Н. Игнатов и др. Группа положила начало марксистского направления в истории политической эмиграции. За рубежом участники группы «Освобождение труда» издавали «Библиотеку современного социализма», и «Рабочую библиотеку». Деятельностью группы «Освобождение труда» было подготовлено и образование в 1898 году и окончательное оформление в 1903 году РСДРП, причём в образование РСДРП большую роль сыграли члены группы «Освобождение труда» Плеханов, Аксельрод, Засулич. РСДРП создала наибольшую, по сравнению с другими эмигрантскими партиями и объединениями, инфраструктуру партийных организаций и групп за рубежом. В частности заграничные группы РСДРП работали в Женеве, Берне, Париже, Берлине, Мюнхене, Карсруэ, Фрейбурге, Бостоне, Будапеште, Львове, Лейпциге, Мангейме, Брюсселе, Ницце, Сан-Ремо, Гамбурге, Лозанне, Бремене, Льеже, Ганновере, Антверпене, Давосе, Копенга гене, Тулузе, Чикаго, Нью-Йорке и во многих других городах Европы и Америки. Наиболее известные печатные органы РСДРП газеты «Искра», «Заря», «Вперёд», «Пролетарий», «Правда», «Социал-демократ» и др. В 1908 году центр русской политической эмиграции переместился из Женевы в Париж.

Как уже указывалось выше эмиграция, особенно эмиграция XIX -начала XX века явление сложное, многообразное не укладывающаяся в прокрустово ложе никакой классификации и систематизации. Деление эмигрантов на политических, экономических, покинувших Родину из-за религиозных притеснений и так далее далеко не охватывает всех составляющих эмиграции. Мотивы, причины побудившие человека стать эмигрантом часто очень индивидуальны. И у каждого человека своя история. Единственное, что объединяет эту общность, группу людей, называемую эмигрантами - это то, что они все покинули Родину и длительное время, а иногда и на всю жизнь.

В период второй половины XIX, начале XX века заграницей проживали многие деятели российской науки, культуры и просто богатые дворяне. Подолгу жили за рубежом Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев. К.П.Брюллов, И.И.Мечников и многие другие. Причины их эмиграции самые различные. Часто это поиск более благоприятных условий для творчества и научной работы, личные причины. Эти разнообразные мотивы часто переплетались.

С 1847 года и до самой смерти в 1883 году, прожил за рубежом в основном во Франции И.С.Тургенев. В 1877 году эмигрировал во Францию историк, географ, член Русского географического общества, корреспондент журнала «Колокол», М. И. Венюков. В начале 30-х годов XIX века выехали за границу на постоянное место жительство мать и дочь Верещагины - Елизавета Аркадьевна и Александра Михайловна. А. М. Верещагина, кузина Лермонтова, в годы жизни в Москве дружила с ним и состояла в переписке. В 1837 году А. М. Верещагина вышла замуж за барона Карла фон Хюгеля и с тех пор в Россию не возвращалась, живя в основном в Париже и Штутгарте.

Русский микробиолог, лауреат Нобелевской премии, И. И. Мечников жил во Франции с 1888 года до самой своей смерти в 1916 году. Мечников в 1888 году принял предложение Луи Пастера и возглавил самую крупную лабораторию бактериологического института в Париже, с 1903 года он был одновременно и заместителем директора этого учреждения.

Центрами российского дореволюционного зарубежья были и многочисленные русские библиотеки, имеющиеся во многих городах Европы. Одной из первых русских эмигрантских библиотек была «Славянская библиотека в Париже», основанная в 1855 году русскими иезуитами по инициативе князя И.С.Гагарина. Значительным культурным центром русской колонии в Париже была «Русская библиотека им. И. С. Тургенева». Она открылась в январе 1875 года. Её основателями были И.С.Тургенев и Г.А.Лопатин. В 1883 году, после смерти Тургенева библиотеке было присвоено его имя. В Риме в 1902 году так же открылась «Русская библиотека им. Н.В.Гоголя». Первыми поступления в библиотеку были из прекратившего своё существование «Клуба русских художников в Риме». Таким образом, в библиотеку поступило несколько тысяч томов. В библиотеке часто устраивались чтения, концерты, диспуты. В качестве лекторов выступали П.Д.Боборыкин, С.М.Волконский, В.Ф.Эрн, С.М.Соловьёв и др. По средам устраивались недельные собрания для русских эмигрантов в Риме. Библиотека им. Гоголя была внепартийным учреждениям и стремилась быть одинаково доступной всем российским эмигрантам независимо от их политических взглядов. Членский взнос для членов библиотеки равнялся 15 франкам. С 1912 году в Риме существовало также «Общество русской библиотеки-читальни имени Л.Н.Толстого». Членом Общества мог быть любой русский эмигрант, проживший в Риме не менее трёх месяцев.

Самым крупным книжным собранием русских книг за пределами России обладала Библиотека «Славика» при Александровском университете в Хельсинки. С 1828 года и вплоть до 1917 регулярно получающая по указу Николая I обязательные экземпляры всех книг издававшихся в Российской империи. Кроме того, она пополнялась не только за счёт обязательных экземпляров, но и за счёт пожертвований и именных даров. Самым ценным из них был «Александровский дар», поступивший от сына великого князя Константина Павловича, Павла Константиновича Александрова. Он передал в дар Библиотеке «Славике» 24000 томов из двух библиотек - Большой Гатчинской и библиотеки Мраморного дворца, состоящих в основном из старых книг XYII и XYIII веков. К 1917 году в библиотеке насчитывалось около 350000 названий книг.

Нельзя не упомянуть еще одну большую группу русских людей ставших невольными эмигрантами. Это русские люди проживающие на территории Аляски, которые стали эмигрантами по неволе - после продажи в 1867 году Аляски Америке. В эмиграции также невольно оказалась и приходы Русской Православной Церкви.

Своё начало Русская Православная Церковь в Америке ведёт от первой православной миссии на Аляске в 1794 году. Со времени продажи Америке Аляски в 1867 году Русская Церковь в Америке находилась на территории уже другого государства - США. С этого времени её прихожане пополняются в основном за счёт обращённых американцев. Фактически с 1867 года РПЦ в Америке становится Поместной Православной Церковью, т.е. обретя «своё место», она находится в канонической зависимости от РПЦ. Постепенно храмы РПЦ появляются и на исконной территории США, Сан-Франциско 1867, Нью-Йорк 1870 гг., причём в число их прихожан входят уже все православные, живущие в США: сербы, греки, сирийцы, выходцы из Австро-Венгрии и т.д. В 1903 году в Русской Церкви в Америке было 52 храма, 69 часовен. Число зарегистрированных прихожан доходило 32000 человек, причём выходцев из России было всего 876. Чтобы не вводить в смущение прихожан, не имеющих русского подданства, Святейший Синод Указом от 27 января 1906 г. разрешил практику поминовения на богослужениях не императора Николая II, а президента США. К 1917 году в Американской Церкви насчитывалось уже около ста тысяч зарегистрированных прихожан и 306 церквей и часовен. Кроме того, к русской Церкви принадлежали Сиро-Арабская Миссия, Сербская и Албанские Миссии.

Подводя итог анализу российской эмиграции в дореволюционной России, можно сделать следующие выводы. Эмиграция, как явление, предмет изучения историков, демографов и других специалистов, появляется в России только с середины XIX века. Именно с середины XIX века можно говорить о таких понятиях, как российская эмигрантская пресса, литература русского зарубежья. На протяжении второй половины прошлого столетия начала нынешнего, в Европе и Америке образуется достаточно большая русская диаспора, со своей инфраструктурой эмигрантских учреждений, редакций газет и журналов, архивами и библиотеками. Следует отметить, что дореволюционная эмиграция XIX начала XX веков была самой значительной по своим размерам, по сравнению с последующими эмиграциями, число выехавших из России в этот период превышает 7 миллионов человек. Во многом это объясняется тем, что дореволюционная эмиграция была более длительной по времени и не вызвана какими-либо политическими катаклизмами, в отличие от последующих эмиграций. При этом в царской России эмиграция не регулировалась законодательно. Переход российских граждан в другое гражданство запрещался, а срок пребывания за границей ограничивался 5 годами, после чего надо было ходатайствовать о продлении срока, в противном случае человек считался потерявшим гражданство, и его имущество переходило опекунское правление, а сам он, вернувшись в Россию, подлежал вечной ссылке. Таким образом, до 1917 года эмиграция из России носила полулегальный характер и фактически никак официально не регулировалась…

Февральская революция 1917 г. положила конец «антицаристской» политической эмиграции. В марте 1917 г. в Россию вернулось большинство революционеров разных политических оттенков. Для облегчения их репатриации были созданы даже Комитеты по возвращению на родину. Они действовали во Франции, Швейцарии, Англии, США. Но уже в ноябре 1917 г. стало получать развитие противоположное явление - эмиграция, несущая антисоветский, антибольшевистский и антикоммунистический характер. Она получила название «Белой эмиграции» или «Первой волны Русской эмиграции». На ней следует остановиться более подробно, так как именно «Первая эмиграция» сыграла значительную роль в развитии и сохранении Русской национальной культуры ее духовных корней.

Эмиграция в России: история и современность

1. Эмиграция из Российской империи

Русскую эмиграцию принято отсчитывать с XVI века, со времени Ивана Грозного. Установлено, что первым широко известным политическим эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского. В XVII в. появились "невозвращенцы" - молодые дворяне, которых Борис Годунов отправил в Европу учиться, но на родину они не вернулись. Тем не менее, до середины XIX века случаи эмиграции были редкостью. И только после Крестьянской реформы 1861 г. выезд за пределы России стал массовым явлением.

При всём при том, такого правового понятия как «эмиграция» в дореволюционном российском законодательстве не было. Переход россиян в другое гражданство запрещался, а время нахождения вне страны ограничивалось пятью годами, после чего следовало ходатайствовать о продлении времени. Если следовал отказ и невозвращение, то человек лишался гражданства и подвергался на родине аресту, ссылке до конца дней своих и лишению имущества.

Дореволюционную эмиграцию правильнее разделить не по хронологии, а по типологическим группам: трудовая (или экономическая), религиозная, еврейская и политическая (или революционная). Эмигранты первых трёх групп в основном уезжали в США и Канаду, а четвёртой - в Европу.

Трудовая или экономическая эмиграция в дореволюционный период была наиболее массовой. Ее составляли в основном безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Всего за 1851 - 1915 гг. Россию покинуло 4.200.500 человек, из которых в страны Нового света, в основном в США, эмигрировало 3.978, 9 тыс. человек, что составляет 94 %. Примечательно, что подавляющее большинство дореволюционных эмигрантов являлись, как правило, проживавшими в России выходцами из других стран: Германии (более 1400 тыс. человек), Персии (850 тыс.), Австро-Венгрии (800 тыс.) и Турции (400 тыс.).

Численность российских эмигрантов, уехавших по религиозным мотивам, составляет примерно 30 тыс. Наиболее крупными потоками эмиграции до 1917 года были члены различных религиозных групп, преследуемых за вероисповедания: духоборы (секта духовных христиан; отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество), молокане (секта духовных христиан; отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах) и старообрядцы (часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона). В 1890-х годах усилилось движение духоборов с целью переселения в Америку. Часть духоборов была выслана в Якутию, но многие добились разрешения на переселение в Америку. В 1898-1902 гг. около 7, 5 тысяч духоборов переселилась в Канаду, многие из них затем переехали в США. В 1905 году добились разрешения на переселение в Канаду и некоторые духоборы из Якутии. В первое десятилетие XX века выехало в США более 3, 5 тысяч молокан, селились они главным образом в Калифорнии. Духоборы, молокане и старообрядцы во многом определяли характер русской эмиграции в Америку в начале XX века. В частности в 1920 году в Лос-Анжелесе из живших там 3750 русских только 100 человек были православными, оставшиеся 97 % являлись представителями разнообразных религиозных сект. Духоборы и старообрядцы на Американском континенте благодаря достаточно обособленному образу жизни, в большей степени смогли сохранить и по сей день русские традиции и обычаи. Несмотря на значительную американизацию жизни и экспансию английского языка они даже и сейчас продолжают оставаться островками России за рубежом

Более 40 % эмигрантов составляли евреи. Эмиграция евреев, значительно усилилась после убийства царя-реформатора Александра II и последовавших за ним еврейских погромов. По поводу выезда евреев было издано Дозволение евреям… (1880), которое разрешало им покидать пределы империи, но наказывало лишением права вернуться обратно. Уезжать стали евреи в основном в Новый Свет, причём многие поселялись в США. Данный выбор не случаен: по американской конституции у евреев были такие же гражданские и религиозные права, как у христиан. Пик еврейской эмиграции из России в США пришёлся на начало XX в. - страну покинули более 700 тыс. человек.

Политическая эмиграция из Российской империи была совершенно немногочисленна и являлась многообразным и сложным явлением, так как включала в себя все краски общественной жизни дореволюционной России. Крайне условно можно разделить историю политической эмиграции до 1917 года на два периода: 1.Народнический, берущий своё начало от эмиграции в 1847 году русского публициста, писателя и философа А.И.Герцена и заканчивающийся в 1883 году образованием в Женеве марксисткой группы «Освобождение труда»; 2.Пролетарский (или социалистический) с 1883 года по 1917 год. Для первого периода характерно отсутствие политических партий с ясно выраженной структурой и малое число эмигрантов (в основном это «представители второго этапа революционного движения»). Второй период политической эмиграции гораздо более массовый и сложнее структурированный, характерен огромным количеством разнообразных групп, обществ и партий (самых что ни на есть настоящих) политических эмигрантов. К началу XX столетия за границами России действовали более 150 российских политических партий. Главной чертой порядка образования этих партий было оформление партий сначала социалистической ориентации, затем либеральной и, наконец, консервативной. Российское правительство пыталось различными способами воспрепятствовать политической эмиграции, пресечь или затруднить ее «подрывную» деятельность за границей; с рядом стран (в частности, и с США) оно заключило соглашения о взаимной выдаче политических эмигрантов, что ставило их фактически вне закона.

Самыми известными российскими эмигрантами дореволюционного времени являются, пожалуй, Герцен, Гоголь, Тургенев (Франция и Германия, 1847-1883), Мечников (Париж, 1888-1916), Ленин, Пирогов и Горький.

Первая мировая война привела к резкому спаду международных миграций, прежде всего трудовых и в особенности межконтинентальных (зато так же резко возросли внутренние миграции, что связано в первую очередь с потоками беженцев и эвакуированных, спасающихся от наступающих войск противника: последующее же их возвращение бывало, как правило, лишь частичным). Она значительно ускорила революционную ситуацию и внесла тем самым свой «вклад» в победу большевиков и левых эсеров. Массовой политическая эмиграция стала после Октябрьской революции. Страну покидали люди, не согласные с приходом к власти большевиков, не имеющие оснований равнять себя с классом, власть которого была провозглашена.

Начнем, естественно, с Первой эмигрантской волны. Ее называют еще Белой эмиграцией, и понятно почему. После поражений Белой Армии на Северо-Западе первыми военными эмигрантами стали части армии генерала Юденича...

Волны эмиграции из России и стран СНГ

Кроме Белой эмиграции, на первое пореволюционное десятилетие пришлись также фрагменты этнической (и, одновременно, религиозной) эмиграции - еврейской (около 100 тысяч человек, почти все в Палестину) и немецкой (порядка 20-25 тысяч человек)...

Волны эмиграции из России и стран СНГ

Начало этому периоду следует отсчитывать с эпохи М.С. Горбачева, но, впрочем, не с самых первых его шагов, а скорее со «вторых», среди которых важнейшими были вывод войск из Афганистана, либерализация прессы и правил въезда и выезда в страну...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.

На рубеже XVIII - XIX вв. в России общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.

Подходы к вопросам общественного призрения намечаются в социально-философском осмыслении в конце XVIII века. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII века, связаны с ролью личности в деле помощи...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.

2.1.Практика общественного призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв Первое десятилетие царствования Екатерины II характеризуется подъемом общественной мысли...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена истокам, основным категориям, понятию и функциям призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.

Комплексная концепция правового обеспечения общественного призрения, возникшая во второй половине XVIII в. во время царствования Екатерины II...

Проблемы формирования идеологии в России

История Государства Российского прошла под знаком идеологии. Краткие перерывы без идеи или с идеями мелкими, частными были безвременьем, смутой...

Состояние и перспективы развития пенсионной системы России

Ретроспективный анализ проблем модернизации пенсионного обеспечения в России способствует разработке современных механизмов их разрешения. Обеспечение в старости и по болезни лиц, не служивших государству в России до XIX в...

Статистическое изучение эмиграционных потоков

В России существует давняя идеологическая традиция неблагожелательного отношения к эмиграции. Хотя сейчас в общественных настроениях происходит перелом и выезд за рубеж начинает восприниматься более спокойно...

Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае

Современное состояние понятийного аппарата темы «миграция» характеризуется наличием многих проблем. В их числе - не разработанность некоторых дефиниций; дискуссионность других...

В целом уже сложилась общепринятая схема деления на периоды российской эмиграции после 1917 года, эмиграции из Советского Союза. Она состояла из четырёх, так называемых эмиграционных «волн»...

Эмиграция в России: история и современность

Россия помимо природных ресурсов поставляет на международный рынок свой самый главный стратегический ресурс - людей. Это молодые и образованные люди, с высоким уровнем дохода, в возрасте от 20 до 40 лет...