Про психологию. Учения и методики

Школьное образование в канаде. Канадская система образования Канада школы

Система школьного образования Канады признана одной из лучших в мире. То ли в силу того, что преподаватели принимаются на работу после получения степени бакалавра, а то и магистра наук, то ли в силу высоких расходов на систему образования в стране в целом (они достигают 7% ВВП).

Образование в Канаде

Как бы то ни было, по уровню оснащенности компьютерами и подключения их к интернету канадские школы - мировые лидеры. Не говоря уже о спортивных площадках, лабораториях и учебных классах, где есть все необходимое для проведения практических занятий.

Еще одной особенностью обучения в Канаде является отсутствие общегосударственной системы образования . Вопросы обучения детей и подростков находятся в компетенции местных властей. В связи с этим в каждом из округов страны система школьного образования разная с учетом потребностей и историко-культурных традиций региона.

Поскольку в Канаде два государственных языка (английский и французский) , обучение может вестись на любом из них. Можно встретить и русскоязычные школы для русских эмигрантов.

Школьная система

Получить среднее образование в Канаде можно за 12 лет. Хотя есть исключение - провинции Онтарио и Квебек. Там на получение среднего образования придется потратить 13 лет жизни.

Длительность обучения в начальной и старшей школе также зависит от региона. Однако неизменным остается одно - посещение детьми с 4 лет дошкольных классов (Pre-school), которые являются подобием нашего детского сада. Деток учат правильно говорить, логически мыслить, развивают их творческие, математические, физические способности.

После 6 лет (в некоторых округах - 7 лет) дети идут в начальную школу (Elementary School), в которой учатся вплоть до 6 класса (а в провинции Онтарио - до 8 класса включительно). В этот период ученики осваивают основные понятия, законы, категории из области общих знаний. Они учатся ладить с другими детьми и выстраивать отношения в коллективе. В общем и целом этот период направлен на формирование личности, раскрытие творческого потенциала.

С 7 по 9 класс - Junior High, с 10 по 12 класс - Senior High . Хотя, например, в провинции Онтарио Elementary School включает в себя период от 1 до 8 класса, а все, что старше, относится к Secondary School - старшей школе. В этот период школьники могут самостоятельно формировать список предметов, которые они хотят изучать, в дополнение к обязательным.

Учебный процесс в школе

Начинается обучение с первой недели сентября и заканчивается в последнюю неделю июня. Учебный год в Канаде разделен на два семестра по 5 месяцев (в некоторых провинциях - 3 семестра по 3 месяца).

За год ученики должны изучить 8 предметов . По 4 в первом и втором семестрах. Длительность урока составляет 45 минут. То есть изо дня в день в течение семестра у канадских школьников повторяются одни и те же 4 предмета.

Уроки в канадских школах начинаются в 8.30 (9.00) утра и заканчиваются в 15.00 (16.00). Перерыв на обед составляет 1 час, кроме того, есть 15-минутные перерывы между утренними и дневными занятиями.

Учебный план для каждого школьника составляется отдельно. Но в каждом классе есть набор обязательных предметов (английский и французский языки, история, математика, профориентация, география, физкультура), который дополняется огромным списком предметов по выбору.

В начальной школе обязательным является изучение базового интегрированного курса - Core Сourse (комбинация занятий по математике, литературе и грамматике). А также естественных наук - интегрированного курса Science (химия, физика, биология). Плюс занятия физкультурой, искусством, получение навыков работы на компьютере. Кроме того, во всех школах есть занятия по театральному мастерству, рисованию, игре на музыкальных инструментах и ремеслам.

В 10 классе к обязательным предметам относятся английский язык, математика и интегрированный курс Science. В 11 классе число обязательных предметов сокращается до двух (английский язык и математика), а в 12 классе остается лишь английский язык. При этом список дополнительных предметов поистине широк - от мировой религии до информационных технологий. Начиная с 9-10 класса каждый школьник должен определиться с тем, какие предметы ему будут необходимы при поступлении, и может выбирать уровень их изучения. Профильные предметы можно изучать на углубленном уровне, который близок к программе университета. Кроме того, в старших классах учатся подавать документы для поступления.

Значительная часть обучения приходится на самостоятельную работу школьников . Каждый из них должен выполнить персональное задание (Independent Study Project, ICP). Оно заключается в подготовке реферата на заданную тему и его презентации перед одноклассниками.

Обязательной для канадских школьников является и волонтерская деятельность. Они могут помогать в домах престарелых, госпиталях, библиотеках и т.д.

Канадская система школьного обучения - это одно из достижений страны. В канадских школах хватает современного оборудования, хорошие спортивные сооружения, а учителя имеют бакалаврские, а порой и магистерские степени. Результатом является хорошая базовая подготовка учеников, которую они демонстрируют в ходе проведения различных международных тестов типа PISA (Programme for International Student Assessment). При этом стоимость обучения и проживания можно назвать умеренной, а уровень преступности в канадских городах - то, что очень волнует многих родителей - существенно ниже американского.

Сильная сторона школ страны — высокая обеспеченность компьютерами. В среднем один компьютер приходится на семь учеников. Это лучший показатель в мире. Канадские школы опережают все остальные и по числу машин, подключенных к Интернету.

Канадские дети идут в первый класс в шестилетнем возрасте. До шестого класса они учатся в начальной, а затем — в средней школе. Год разбит на два семестра.

Обучение бесплатное и обязательное. Оно ведется на одном из государственных языков — английском или французском. Язык преподавания зависит от провинции.

Существуют и другие особенности в подходах. В Квебеке, к примеру, система организована на французский манер: школу заканчивают в 11 классе, после чего нужно еще два года учиться на подготовительном отделении в колледже системы GEGEP (Colleges d´enseignement general et professionnel).

Список предметов варьируется в зависимости от класса. В начальной школе изучается базовый интегрированный курс (Core Сourse, комбинация занятий по математике, грамматике, литературе), естественные науки (интегрированный курс Science: физика, химия, биология), навыки работы на компьютере, физкультура, искусства и т.д.

В 10 классе (Grade 10) ученики изучают следующие обязательные предметы: математика, английский язык, "науки" (Sciense — комплексный предмет, включающий изучение химии, физики, биологии). В 11 классе остается только два обязательных предмета — математика и английский язык, в 12 — только английский язык. Их дополняют предметы по выбору из достаточно большого списка (мировые религии, информационные технологии и пр.).

В Онтарио, к примеру, в общей сложности ученик должен изучить 8 предметов. Каждый преподается на двух уровнях — стандартном, прикладном (College Level) и повышенном (University Level), можно выбрать группу того или другого уровня. То есть учебные планы персонализированы, на основе анализа способностей вырабатывается оптимальный для ученика набор предметов.

Предметы изучаются блоками: первый семестр — первые четыре предмета, второй — оставшиеся. То есть каждый день одни и те же четыре урока по 75 минут каждый.

Значительное внимание уделяется самостоятельной работе. Каждый ученик готовит персональное задание (Independent Study Project, ICP), в рамках которого он должен собрать информацию по заданной теме и написать реферат. Итоги этой работы он оформляет в виде устной презентации перед классом.

В 12 классе начинают обучать, как подавать документы в вуз. В школе есть специальный консультант, с которым любой ученик может обсудить свои планы и дальнейшие шаги. Они проводят презентации, когда и что нужно делать, раздают буклеты с вузовскими требованиями.

Кроме того, в с старших классах выбираются предметы для углубленного изучения. В частности, можно изучать автодело, графический дизайн, гостиничный и туристический менеджмент.

Оценки выставляются в процентах. Например, 50-60% — это примерно соответствует "тройке", 65-75% — это "четыре", 80-90% — близко к "отлично". 100% получить очень сложно, пожалуй, это возможно только по математике и другим точным наукам.

На основании полученных по всем предметам оценок подсчитывается средний балл (процент). Для перевода на следующий год необходимо набрать более 50%. Если средний балл более 80%, то можно получить освобождение от экзамена и грамоту (Honorable Roll).

В течение семестра контроль осуществляется путем написания письменных работ (assignments). По некоторым предметам (математика, английский) экзамены проводятся в середине семестра, по остальным — только в конце года.

Как правило, экзамены проводятся в письменной форме. Это либо тест с вопросами по пройденному материалу, либо написание эссе. Впрочем, по ряду предметов из области искусства дается творческое задание (например, сыграть произведение определенной сложности на музыкальном инструменте).

На каждый экзамен дается 1,5-2 часа. Формулировки тем могут быть сообщены заранее, чтобы ученики могли подготовиться. Однако на сам экзамен ничего приносить не разрешается. Списывание жестоко карается.

Выпускной экзамен по истории, к примеру, это тест на 50 вопросов с вариантами ответа, а также задание дать определение словам и написание эссе (три темы на выбор). Экзамен по английскому языку тоже предусматривает написание эссе по трем произведениям, которые изучали в течение года.

Итоговая оценка складывается из нескольких — за письменные работы, сданные в течение семестра; за персональный проект; за экзамен. Например, 60% общей оценки составляет средняя за сданные письменные работы, 10% — за презентацию, 20% — за итоговый экзамен. Если предмет изучен успешно, за него начисляется одна или две зачетных единицы (credit).

Чтобы получить диплом, нужно набрать определенное количество таких единиц. Обязательным условием является так же добровольная работа в качестве волонтера в интересах общины (в библиотеке, госпиталях, домах престарелых и пр.).

В выпускном двенадцатом классе сдаются итоговые экзамены. По их результатам выдается аттестат соответствующей провинции. В Онтарио, к примеру, это Ontario Secondary School Diploma (OSSD).

Какую школу выбрать?

Как и везде, в Канаде преобладают государственные школы (public school), финансируемые их бюджетов провинций. Они рассчитаны на совместное обучение мальчиков и девочек. Как правило, учиться в них могут только дети канадцев, иммигрантов и лиц, постоянно работающих в Канаде. Однако некоторые школы организовали так называемые "международные программы", делающие возможным обучение школьников из-за рубежа. Их особенности — проживание в принимающих семьях, дополнительные интенсивные занятия английским языком, консультации для тех, кто хочет после окончания обучения поступить в колледж или вуз Канады.

Пример — школы округа Западный Ванкувер (School District #45 West Vancouver) провинции Британская Колумбия. Три из пятнадцати его школ — Ecole Sentinel Secondary, Rockridge Secondary School и West Vancouver Secondary School — в 1982 году организовали программу для обучения иностранных учеников International Student Program. Она ориентирована на старшеклассников (8-12 классы). Стоимость обучения — 13,5 тыс. CAD в год. Еще 9,7 тыс. CAD придется отдать за проживание и питание, осуществляемые на базе принимающих семей.

В качестве альтернативы можно рассматривать также учебу в частных школах-пансионах. В них учится около 6% школьников страны (чуть более 300 тыс. детей). Частных школ достаточно много — например, только в провинции Британская Колумбия их около 350.

В частных школах меньше классы, лучше лаборатории для опытов и спортивные сооружения (как правило, есть собственный бассейн, к примеру). Если во всех государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, то частые предлагают выбор: смешанные, только для мальчиков или только для девочек. Выпускники известных частных канадских школ без труда поступают в ведущие университеты Канады, близлежащих Соединенных Штатов или Великобритании. Но и стоимость обучения в среднем выше.

Плюс частных школ — наличие общежитий. То есть дети и живут, и учатся на территории школы. Это позволяет развивать командный дух, уделять много времени спорту, воспитанию, строже контролировать распорядок дня ученика.

Правила поведения

В каждой школе действует свой кодекс правил поведения, более или менее строгий. Обычно строго запрещается нарушать распорядок дня, курить, употреблять алкоголь или наркотики, проявлять агрессию в отношение других учеников, списывать на экзаменах. За нарушение этих требований следует сначала предупреждение, затем — отчисление. Как правило, обучение в школе-пансионе предполагает ношение школьной формы, которая приобретается в специальном магазине.

Родителям регулярно отправляется отчет об успеваемости и поведении ученика. Отлучки с территории школы строго регламентируются. Для того, чтобы ребенка отпустили на выходные, необходимо письменное заявление родителей или опекуна.

В качестве примера можно привести Колумбийский международный колледж (Columbia International College). Это крупнейшая международная школа-пансион Канады, основанная в 1979 году. Находится в Гамильтоне, провинция Онтарио.

Школа известна тем, что разработала методику интенсивных занятий с иностранными студентами Total Care. По результатам последних четырех лет 100% выпускников были зачислены в университеты.

В стенах Columbia International College занимается около 1000 учеников. Иностранцы составляют около 90%. К услугам детей — три современные студенческие резиденции, игровые площадки, просторный учебный корпус, компьютерные лаборатории, столовая, актовый зал, спортзал.

Cтоимость обучения в школе — от 12 тыс. CAD в год. Стоимость проживания — от 11 тыс. CAD в год.

А в Malaspina International High School год обучения обойдется в 19,8 тыс. CAD. В эту сумму входит 12 тысяч за обучение в течение десяти месяцев, 6 тыс. за проживание и питание в семье, 650 CAD за медицинскую страховку, 600 СAD за учебники и компьютерные программы, 420 CAD за проездной на общественный транспорт.

Процесс поступления

Чтобы поступить в канадскую школу, независимо от ее формы собственности, нужно сдать тест по английскому языку и ключевым предметам (математика и пр.). От родителей требуется заполнить анкету-заявку, представить оценки за предыдущие 1-2 года обучения в родной школе, рекомендацию от учителя. При отправке пакета документов нужно приложить две фотографии, копию паспорта или свидетельства о рождении (с переводом на английский и нотариальным заверением).

Для обучения ребенка по закону необходим опекун (guardian) — гражданин Канады, который принимает на себя ответственность за ребенка, замещая родителей при решении ряда вопросов (в случае невозможности оперативно связаться с ними). В частности, опекун принимает решение, если речь идет о срочной операции. Для родителей из-за рубежа, не имеющих родственников или знакомых в Канаде, свои услуги предлагают опекунские агентства.

Анкеты заполняют родители или опекун ребенка в Канаде, но иногда одну часть анкеты должен от руки заполнить сам ребенок. Обычно с претендентов взимается регистрационный взнос в размере 100-200 CAD. Еще в 200-300 CAD может обойтись подбор семьи для размещения (при таким варианте проживания).

Если заявление одобрено, родителей и будущего ученика вызывают на собеседование. Его обычно проводит сам директор школы. В ряде случаев оно может быть заменено беседой по телефону.

Ну а потом остается ждать решения. Если оно положительное, потребуется студенческая виза. Ее получение обойдется в $95.

Примерный распорядок дня в школе-пансионе (будни)

6:45 Подъем

7:15 — 8:05 Завтрак

8:10 — 8:30 Утреннее собрание (в церкви)

8:35 Начало уроков

12:35 — 1:20 Обед

1:25 — 3:10 Продолжение занятий

3:30 — 5:30 Спорт

5:30 — 6:15 Ужин

6:15 — 7:15 Различные виды досуга

7:30 — 9:30 Подготовка домашних заданий

10:00 Отбой*

Примечание: * — Время варьируется в зависимости от класса

У "Letidor" иногда выходят интересные статьи (например, мои ). Мне попался интересный рассказ про канадскую школу. Был бы я там — написал бы так же. В конце я написал, что можно применить у нас. Почитайте особенно конец — там все по полочкам разложено, как я делал в старые времена.

Канадское школьное образование находится на 6 месте в мире.

Система образования в Канаде неоднородная, к тому же еще и разнится от провинции к провинции. На провинциальном уровне принимаются многие законы о функционировании и финансировании школ, об их ответственности и правах и так далее. Но в самом общем виде устройство школьного мира выглядит так:
- Общеобразовательные школы (то самое бесплатное общее образование, которое нам хорошо известно)
- Католические школы. Самая распространенная в Канаде религия. Несколько веков назад в Канаде была создана существующая до сих пор система католического образования. В таких школах детям преподают и обычные предметы, и религию.
- Частные школы. Оплачивая обучение в частных школах, взамен родители получают возможность выбрать как «уклон» (Монтессори, спортивная), так и «избранное общество» для своих детей - сюда уж точно попадают только дети из семей с достатком выше среднего, ну, и некоторое количество других «бонусов» вроде ношения школьной формы, столовой в школе и тп.
- Домашнее обучение тоже возможно, но не очень распространено. Прибавьте к этому факт, что Канада - страна двуязычная; каждый из этих типов школ возможен в варианте, когда основное обучение ведется на английском, а французский изучается как второй язык, и наоборот.


Как организовано обучение?

В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики:
- «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет, и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время - на 100 процентов «игровое обучение».
- Начальная школа, классы с первого по шестой.
- Средняя школа, 7-8 классы.
- Старшая школа, 9-12 классы.

Как правило, за время учебы канадский школьник меняет три здания: в первом он учится начиная с занятий в Kindergarden и вплоть до 6-го класса, во втором собирают учеников 7-8-х классов, ну, и в третьем проходит самая сложная часть обучения в канадской школе вплоть до ее окончания. Зато классы, учителей и одноклассников ученик меняет каждый год. В канадской школе каждый год классы формируются заново, поэтому за время учебы школьник успевает перезнакомиться буквально со всеми.

Системы прописки в Канаде не существует, но именно по месту жительства определяется, в какую именно школу пойдет ваш ребенок. У каждой школы - свое место в провинциальном рейтинге (в зависимости от того, насколько хорошо написали в этом году ученики тесты по основным предметам). Выше рейтинг - дороже дома в районе, который «приписан» к этой школе.


На фото - типичное здание канадской начальной школы. Два (бывает и один) этаж, канадский флаг у входа. Территория вокруг (границы отмечены) - школьная собственность. В Канаде это не пустые слова: как хозяин обязан ухаживать за своей «землёй», так и «чужой» обязан соблюдать правила. К примеру, нельзя зайти и поиграть на школьной детской площадке, или срезать дорогу через школьное поле, или ехать на велосипеде - для большей безопасности вам нужно будет идти пешком, ведя велосипед рядом.

Типичное явление для канадской школы, к сожалению - «трейлеры». Когда классы перестают вмещать учеников, часть занятий проводится в таких вот вагончиках. Благоустроенных, естественно, с канализацией и отоплением. Родители все равно не слишком довольны, а дети ничего, для них это как приключение.


Еще один типично канадский способ оптимизировать размещение учеников - это «сдвоенные» классы: например, класс 1/2 или 3/4. В таких группах учатся дети из двух классов одновременно - из старшего все подряд, из младшего - те, кто сможет «потянуть» более самостоятельное обучение. Учитель при этом дает часть времени одинаковый материал, часть - две разных программы, но главное различие - в тех работах, которые выполняют дети; к младшим требований поменьше.

Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 3:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает.
Где теснота и шум - так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда - любимую игрушку, младшеклассникам разрешают).
В классе, куда ни посмотри - плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов.


Пол - пространство для игры, построения сложных конструкций (часто всем классом дети сооружают или супер-город, или чудо-монстра). В классах для «дошколят» парт вообще нет - несколько столов со стульями, и много «станций» для игры - тут и компьютер с игровыми программами, и уголок «природы» - выращивают растения, наблюдают за муравьями или улитками, и большой контейнер с песком, куда можно заливать воду и возиться вдоволь, развивая мелкую моторику.


В классах постарше парты появляются, но ученик сидит за ней, только когда нужно писать. Для обсуждения учитель чаще всего собирает детей в кружок - они садятся на полу со скрещенными ногами, он - в удобном кресле-качалке рядом.

Чему и как учат в канадской школе?

Каждое утро начинается с канадского гимна (все стоят, но можно подпевать) и школьной радиопередачи. Потом начинается учеба. Предметы обычно объединены в кластеры: так, на уроках «науки» изучают физику, химию, биологию, под словом «арт» скрываются занятия рисованием, лепкой и компьютерной графикой. С первого класса школьники изучают «социальные науки» - и если обществоведение и история начинаются ближе к средним классам, то уже первоклассник в Канаде знает, как важно ждать своей очереди, делиться с друзьями, и правильно сортировать мусор для его повторного использования.

Очень большая часть учебного процесса отводится искусству презентации. Оценивается качество проекта и умение рассказать о нем перед классом. При этом использовать можно любые выразительные средства.


Канадская версия «из чего только сделаны девочки..и мальчики» - презентации на французском о том, кто что любит.


А еще в канадских школах очень много спорта. Спортивные занятия - три-четыре дня в неделю. Это и традиционная физкультура (в нехолодное время - на улице), и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминдтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах.

Чему определенно можно позавидовать - так это оснащенности местных школ. Как пример - на фото - кабинет музыки совершенно обычной канадской средней школы в небольшом городе.


В канадской школе весело. Редкая неделя обходится без какого-нибудь специального события. То государственный праздник, то масштабный школьный (к примеру, юбилей школы или спектакль/концерт, который ставила вся школа), а то и просто - Пижамный День. В этот день все, и ученики, и учителя, приходят в школу в пижамах, любимых тапочках и с подушками-пледами-игрушками в обнимку. Есть Шляпный День, и День Любимого Книжного Персонажа.



А вот начало учебного года, к слову сказать, к праздникам не относится. Учеба в Канаде начинается в первый понедельник сентября, после Дня Труда, и ни специальных нарядов, ни букетов для учителей нет и в помине. Заканчивают учебу, кстати, тут гораздо позже - обычно в последнюю неделю июня.

Перед началом уроков в первый учебный день

Социализация, вовлечение в общение и обучение правилам бесконфликтного сотрудничества вообще значат в местных школах как минимум так же много, как и собственно академические оценки. Насколько хорошо или плохо учится ребенок - забота скорее его и его родителей. Концепция такая: учитель дает знания, а уж сколько ребенок «взял», зависит от его/ее желания и возможностей. В Канаде вообще не принято критиковать, и школы - не исключение; табель с оценками учитель в конце четверти и года в конверте - таким образом, просмотреть его может только ученик и его родители, и сами дети абсолютно не делают упор на то, насколько хорошо или плохо учатся их одноклассники.

Канада - страна иммигрантов, и потому появление в школе - в том числе в середине учебного года - ребенка, ни слова не говорящего по-английски - явление вполне обыденное. Механизм отработан до автоматизма: порция анкет на заполнение родителям, «друг» - для нового ученика или ученицы (обычно выбирается из школьников, которые говорят на том же языке, что и новичок). На первых порах главное занятие «студента» (именно так, students, называются в Канаде школьники) - овладение языком; поэтому примерно половину всего учебного времени он проводит не на обычных занятиях, а в классах ESL - English as a Second Language. Как результат, даже дети, начинающие учить язык «с нуля», начинают более-менее свободно общаться через несколько месяцев.

Платно ли бесплатное обучение?

Давайте посчитаем. В начале учебного года родителям младшеклассников выдается список с пожеланиями того, что нужно для учебы. Обычно это канцелярия - можно уложиться в долларов 20. Частично компенсировать нужно стоимость экскурсий, это от 5 до 15 долларов за каждую. 10 долларов стоит красивый цветной ежедневник, называемый планировщиком - он здесь играет роль дневника.
Все остальное - на действительно добровольной основе. Формы нет. Вы можете купить футболку с логотипом школы, но не обязательно. Также необязательна покупка школьных завтраков, но почти все родители платят за то, чтобы в еженедельный «день пиццы» их ребенок получил свою пиццу и молоко. Регулярно в школе проходят фото-дни, но опять же, ваше дело, выкупать фотографии (а в конце года - yearbook, то есть альбом на память, или пропустить.

В публичных канадских школах дети приносят еду с собой. Специальные коробочки для ланча выпускаются в тысяче и одной вариации: например, вот эта, с фотографии, «экологически чистая»: всю еду можно раскладывать по отделениям, не используя упаковку.

Для сторонников того, чтобы ребенок ел горячее - термоски: тепла хватает до того момента, когда школьник сядет за перекус.

Как-то особенно сильно в Канаде чувствуется включенность школы в жизнь всего общества. Дальше всего канадская школа от принципа «Со своим уставом в чужой монастырь не ходи»: школьники живут в одном ритме с тем, что происходит вокруг. Была Олимпиада - и во всех канадских школах дети обсуждали, кто и как сыграл, подсчитывали медали, болели «за наших». А еще, на занятиях часто выступают гости. «Бюджетники» - полицейские, пожарные; защитники животных - те приходят в класс с мини-зоопарком. Как следствие «цельности с обществом», совсем иначе ведут себя и канадские учителя. Нынешний канадский учитель (среди них, кстати, много мужчин) - вполне себе компанейский товарищ, который «берет» не статусом, а тем, что он (или она) много знает, интересно ведет предмет и мастерски управляет процессом обучения.

Как и во всем канадском обществе, в местных школах большую роль играет волонтерство. Как правило, в канадских семьях детей заводят одного за другим, с разницей в два-три года. Мама - если позволяет финансовое положение семьи - сидит дома до тех пор, пока самый младший из них не пойдет в первый класс. Так что мамы «киндергарденцев» - самые частые волонтеры. Они помогают дома (готовят, например, тесто для лепки), в школе (сортируют, организуют, складывают), и в классе на занятиях - например, читают с детьми или помогают решать задачки. И конечно, волонтеры просто незаменимы на выездных мероприятиях.

Визит на ферму - рассматриваем животных и делаем ставки на поросячьих бегах

В теплое время года такие «вылазки» совершаются раз в месяц, а то и чаще. Увлекательные - глаза у детей горят - походы в театр, библиотеку, ферму или зоопарк, пожарную станцию или в госпиталь - сопровождаются мини-лекциями о том, как всё устроено, а также «что такое хорошо и что такое плохо».

ВЫВОД

Что можно применить у нас:

— развитые частные школы (если у родителей есть деньги, то почему бы не организовать ученику индивидуальный подход, полезные кружки и занятия, хорошее оснащение. В регионах это актуальная проблема, так как богатые есть, а качественных школ - нет)

— начальная школа до 6 класса (в 11 лет дети еще не готовы переходить в среднюю школу, где они предоставлены сами себе. Поэтому у нас учителя еще пару лет ведут с ними себя как с маленькими. А потом подростки уже привыкают. Я считаю, что с взрослением преподаватели должны меняться, чтобы дети не привыкали)

— перемешивание по классам каждый год (полезно как для лидеров, так и лузеров (не знаю синонима на русском))

— закрытая территория (у нас собак выгуливали. Да и 2 мои велика не украли бы у порога школы, будь она огорожена)

— начало в 9:10 (у меня было в 8:30. Это ужасно. Я бы в 10:00 сделал, так как школьники не нагружали бы общественный транспорт, зимой уже светло, спать подольше)

— использование стен по-максимуму (это красивее, для школьников полезно)

— сидеть на полу (у нас и так сидят в Самаре. На линолеуме. Если бы сделали ковролин, было бы классно отдыхать на переменах)

"С первого класса школьники изучают «социальные науки» - и если обществоведение и история начинаются ближе к средним классам, то уже первоклассник в Канаде знает, как важно ждать своей очереди, делиться с друзьями"

— много проектов и презентаций (у нас многие совсем не могут выступать перед людьми или рассказывать на ходу)

"Социализация, вовлечение в общение и обучение правилам бесконфликтного сотрудничества вообще значат в местных школах как минимум так же много, как и собственно академические оценки"

— мероприятия и приглашенные люди (для разнообразия образовательного процесса)

P. S. Казалось бы, простые советы, но даже реализация этих пунктов (вполне здравых и подходящих для России) может в корне изменить школьное образование в стране. А судя по результатам ЕГЭ, оно действительно нуждается в серьезных изменениях.

Расскажите друзьям. Для меня это очень важно: стимулирует писать больше постов.

Одна из уникальнейших особенностей канадской системы образования – децентрализация: учебные заведения находятся в ведении местных властей. Каждая провинция избирает школьный совет, который разрабатывает учебную политику, нанимает преподавателей, отвечает за закупку оборудования и, как правило, курирует повседневную работу школы. Государственные школы находятся в ведении отдельных провинциальных департаментов образования и финансируются, в основном, из федерального бюджета. Практика и политика в области образования может меняться от провинции к провинции. Так, провинциальные департаменты образования определяют образовательную политику в соответствии с местным законодательство м. Министерство образования отвечает за разработку политики по вопросам выделения областных и федеральных средств, аттестации учителей, выпуска учебников и предоставления библиотечных услуг, обеспечения делопроизводства и статистики образования, установления и соблюдения сроков обязательного образования.

Школьное образование, полученное в Канаде, считается престижным. Это неудивительно, ведь провинции предъявляют особые требования к преподавателям и строго следят за тем, чтобы у педагогов были сертификаты и лицензии на осуществление учительской деятельности. Во всех провинциях требуется, чтобы учителя имели степень бакалавра, если речь идет об обучении школьников младших классов, а также сертификат о пятилетнем обучении и диплом магистра, если педагог будет преподавать в среднем или старшем звене.

Начальное образование в Канаде

Дети должны начать учебу 1 сентября после своего пятого дня рождения. Первые годы обязательного школьного образования в Канаде – это начальная, или основная школа. Начальная школа – это дети до 11 лет, которые обучаются в этом звене до 6 класса. В некоторых канадских провинциях ученики посещают начальную школу до 13 лет (до 8 класса), после чего переходят в старшее звено.

Учебный план, в соответствии с которым обеспечивается начальное образование в Канаде, варьируется в зависимости от организации и целей образования отдельных школ и местных сообществ. Переход из одного класса в другой осуществляется на основе тестирования: ребенок, уровень подготовки которого оставляет желать лучшего, может быть отправлен на повторное обучение, в то время как одаренный ученик может перешагнуть один или два класса.

Начальные школы в Канаде обеспечивают обучение детей основным навыкам чтения, письма и математики. В начальной школе в Канаде также изучают историю, географию, рукоделие, музыку, науку, искусство и физическую культуру. Иностранные языки, которые до некоторых пор преподавались только в гимназиях, внедряются в течение последних нескольких лет в каждой начальной школе.

Среднее образование в Канаде

Среднее образование в Канаде – это ступень образования для детей в возрасте от 12 до 18 лет, то есть с 7 по 12 классы.

В рамках среднего и старшего звеньев школьники изучают, как правило, английский или французский языки – в зависимости от провинции, математику, общие науки, социальные науки, включающие канадскую историю, географию, историю власти, всемирную историю, социологию.

В дополнение к обязательным предметам школьники выбирают факультативные предметы, направленные на лучшую подготовку учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.

Учеба в школах Канады в старшем звене такова, что факультативы, как правило, составляют около половины занятий. Примерно в девятом классе студенты получают профориентационн ое консультирование, благодаря чему начинают планировать свою карьеру и выбирать предметы, которые пригодятся в выбранных ими областях. Консультирование продолжается на протяжении старших классов. Крупные школы могут предложить широкий выбор элективных курсов, которые имеют три уровня: академический, профессиональный и общий. Школьники, планирующие поступить в колледж или университет, выбирают курсы с акцентом на академические науки - биологию, химию, физику, а также высшую математику – алгебру, геометрию, тригонометрию и исчисление. Другие делают уклон на гуманитарные науки - продвинутый английский или французский языки, литературу, социальные науки или иностранные языки.

Профессиональная программа может предусматривать обучение по четырем направлениям:

    аграрное образование, которое готовит специалистов в области сельского хозяйства;

    бизнес-образован ие, которое готовит школьников к работе в коммерческой сфере;

    домоводство, рассказывающее о ведении домашнего хозяйства, уходе за детьми и за больными;

    образование в сфере торговли и производственног о обучения, где осуществляется подготовка специалистов для работы в производственных, строительных и сферах.

Большое внимание уделяется спортивной подготовке и физическому развитию школьников. Упор делается на командные виды спорта, и зачастую участие в школьной сборной является более важным для многих школьников, чем освоение учебных предметов. Ученики, которые преуспевают в спорте, могут быть отстранены от участия в командных видах спорта, если оценки по основным учебным дисциплинам не достигают требуемого уровня. Такие меры будут действовать до тех пор, пока оценки не улучшатся.

Почему именно Канада? Эта страна является одним из лидеров международного образовательного рынка. Канадцы тратят на сферу образования больше, чем любая другая страна «большой восьмерки». Канада провозгласила курс на построение «экономики, основанной на знаниях». Результат отличное качество и условия обучения в университетах, колледжах, частных и государственных школах.

По соотношению «цена/качество» Канада уверенно конкурирует с Великобританией и США и даже Австралией. Кстати, многие граждане США едут учиться в Канаду потому, что здесь при высоком качестве и уровне образования цены существенно ниже.

Интерес к Канаде как к образовательному направлению с каждым годом продолжает расти.

Система образования Канады

Канадская система образования построена по образцу британской. Ее отличает высокое качество преподавания, тесный контакт между студентами и профессорами, акцент на научные исследования. Учиться можно на любом из двух государственных языков страны – английском или французском. При этом стоимость обучения и проживания можно назвать умеренной.

В основном образование финансируется из госбюджета, хотя привлекаются и другие источники средств. Нужды образования составляют 6,6% валового национального продукта. Ни одна другая страна «Большой восьмерки» не тратит столько средств на эти цели.

В Канаде нет федерального министерства образования, регулирование осуществляется на уровне провинций и территорий. В целом образовательные стандарты примерно одинаковы по всей стране.

В образовательной сфере действует много профессиональных ассоциаций и объединений. Например, влиятельная Ассоциация университетов и колледжей Канады (Association of Universities and Colleges of Canada, AUCC). А интересы родителей и учеников частных школ, к примеру, защищает FISC (The Federation of Independent Schools in Canada).

Основа всей системы – бесплатное обязательное школьное образование. Его качество подтверждают успехи канадских школьников при прохождении международных тестов. Школы имеют отличную инфраструктуру, включающую дорогостоящие спортивные сооружения, лаборатории для опытов, современные компьютеры и доступ в Интернет.

В школу идут в шестилетнем возрасте и учатся в обязательном порядке, как минимум, 10 лет. Сначала в начальной школе, затем – в средней (классы с 7 по 12). Учебный год длится с сентября по июль. По окончании сдаются экзамены.

Следующая ступень – колледжи и технологические институты. В различных формах (дневной, вечерней) в них обучается около 500 тыс. человек. Для получения профессионального сертификата или диплома необходимо учиться 1-3 года. Очень популярны программы co-op, сочетающие теоретическое обучение со стажировками на предприятиях. Есть также «трансферные» программы, позволяющие сначала два года отучиться в колледже, а затем еще два – в университете-партнере и получить степень бакалавра. Наконец, ряд колледжей имеют право выдавать прикладные бакалаврские степени (applied bachelor degree).

Далее в иерархии учебных заведений следуют университеты и университетские колледжи (такие же по статусу, только с меньшим числом студентов). Их в общей сложности насчитывается около 70. Численность студентов в различных вузах колеблется от одной до 63 тыс. человек.

Уровень канадских вузов в целом приблизительно одинаков. Этому способствует то обстоятельство, что все высшие учебные заведения находятся под строгим государственным контролем. Как правило, учебные заведения отлично оборудованы, обладают мощной исследовательской базой.

На степень бакалавра учатся обычно четыре года. Незначительная часть студентов продолжает обучение на двухгодичных магистерских программах. Докторскую степень можно получить в среднем за три года.

Канадские учебные заведения предлагают широкий спектр специальностей. Среди самых популярных – информационные технологии, бизнес и коммерция, психология.

Стоит обратить особое внимание на те направления, в которых Канада - бесспорный мировой лидер. Это компьютерная графика и анимация, телекоммуникации, фармацевтика и биотехнологии.

Бюджет на учебу

Обучение в Канаде в среднем обходится дешевле, чем в США и Великобритании. Для иностранных студентов год обучения в университете или колледже обходится в 10 тыс. канадских долларов (CAD).

Определенная экономия может быть достигнута за счет подработки во время учебы. Иностранные студенты имеют право работать на территории кампуса до 20 часов в неделю. Например, можно трудиться в библиотеке, в отделе по работе с иностранцами и т.д. Заработная плата при этом составляет 8-12 CAD в час. Правда, в силу учебной загрузки фактическая возможность работать появляется обычно только со второго курса. Работа разрешена также, если она является неотъемлемой частью курса обучения (например, для программ co-op).

Если у абитуриента высокий средний балл, есть возможность получения небольшой (2-3 тыс. CAD) стипендии при зачислении. Кроме того, на стипендию можно рассчитывать также при попадании в число лучших учеников («список декана», Dean"s List). Наконец, можно претендовать на стипендии, выделяемые различными общественными организациями и фондами.

Во многом общую стоимость учебы определяет выбор варианта проживания. Первый год обычно все живут в общежитии на территории кампуса. При этом обеспечивается питание (meal plan), причем оно бывает разных видов. На выборе выгодного варианта можно сэкономить до 1,5-2 тыс. CAD.