Про психологию. Учения и методики

Современные проблемы науки и образования. Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы Здоровье детей научные статьи

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения. . . . . . . 13
  5. Заключение. . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы. . . . 16

Введение.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

Ухудшение социального статуса большинства детей;

Изменение качества питания;

Воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

Нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

Медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

Введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детской и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого социальных условий и частотой их смены (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют три группы факторов:

  1. Факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);
  2. Образ жизни;
  3. Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном воздействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обуславливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40%, факторов загрязнения окружающей среды – 30% (в том числе собственно природно-климатических условий – 10%), биологических факторов – 20%, медицинского обслуживания – 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума. На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

  1. Медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;
  2. Факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
  3. Факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5% в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5% при поступлении в школу до 13,9% в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, подовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенический правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т.д.

Проблемы и решения

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции. Значительная часть детей и подростков имеет низкий уровень физической активности, не выполняет рекомендации врача, имеет недостаточный сон и нарушения питания, своевременно не обращается к врачу, пробовали курить, употреблять алкогольные напитки и имеет другие негативные факторы медицинской активности. В среднем на 1 ребенка приходится 4-6 негативных факторов.

Опрос детей школьного возраста о факторах, сохраняющих здоровье, показал, что большинство опрошенных (73,4%) считают здоровье главной ценностью в жизни, поэтому убеждены в необходимости правильного питания, высокой двигательной активности, отсутствия вредных привычек.

В то же время желаемое поведение не всегда осуществляется в повседневной жизни. К сожалению, сведения о здоровом образе жизни и факторах, оказывающих влияние на здоровье, дети получают в основном не от медицинских работников (29,6%) и родителей (18,9%), а от друзей и товарищей (49,6%), а также из собственного, не всегда удачного опыта (45,7%). Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство детей и подростков (86,3%) не всегда доверяют рекламе здорового образа жизни и более половины из них (63,6%) хотели бы выполнять рекомендации врача-специалиста по здоровому образу жизни. При этом семья играет ведущую роль в формировании элементов здорового образа жизни.

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, гармоничного развития и грамотной терапии болезней – с другой.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.;

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска;

Обоснование и оценку качества здоровья детей;

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей;

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства. При этом только четкое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.

Заключение.

При решении важнейших вопросов профилактики заболеваний необходимо учитывать психологические закономерности развития личности в коллективе, рассматривая его влияние на личность как важнейшее условие, объясняющее причину, природу и характер патогенеза многих видов соматических расстройств. Специалисты неоднократно обращали внимание на необходимость борьбы с факторами риска не только на индивидуальном уровне, но и на общественном. Участие правительственных и общественных организаций в массовых кампаниях по созданию условий для здоровья россиян.

Следовательно, среди ценностных ориентаций забота о здоровом образе жизни должна быть на одном из первых мест и реализоваться через соответствующее поведение. Вероятно, прав был мудрец, сказавший однажды, что со временем болезни будут рассматриваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и потому болеть будет позорно.

Список использованной литературы:

1. Бадалов О. Ю., Козловский И. З. Концепция деятельности учреждения, благоприятствую-щего подросткам молодёжи // Сб. трудов. Проблемы территориального здравоохранения. – М., 2005. – С. 105–110.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья современных детей и под-ростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. – М., 2006. – 505 с.

4. Дети в России, 2009: стат. сб. / Юнисеф, Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.

5. Онищенко Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. – 2008. – № 2. – С. 72–78.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году. Госу-дарственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнад-зора, 2010. – 456 с.


1

В статье проведен анализ особенностей нервно-психического здоровья детей дошкольного возраста. Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях. Методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения. Интегральное применение методик позволяет осуществлять диагностику и профилактику изменений в психическом здоровье на этапе дошкольного образования. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF CHILDREN IN CHILD CARE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Semenova N.V. 1 Shcherba E.V. 1

1 Omsk state medical academy

Abstract:

In article the analysis of features of psychological health of children of preschool age is carried out. Natural hygienic experiment according to visual thinking and level of uneasiness taped influence of intra environmental factors on mental health of children of three and six years in child care educational institutions. The technique of «pointless drawing» found prevalence of children with low level of development of color, lines and forms, and also augmentation of uneasiness and frequency of neurotic reactions in children of three years of group of observation. Integrated application of techniques allow to carry out diagnostics and prophylaxis of changes in mental health at a stage of preschool education. Search of new perspective technologies of protection and strengthening of mental health of children of preschool age is actual. Achievement of positive shifts in mental health of children possibly only on the basis of close integration of medical workers, representatives of a prokfilaktic link of medicine with pedagogic service.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Щерба Е.В. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2014. – № 2. – С. 129-130;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=424 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как сохранить здоровье ребенка или помочь ему справиться с болезнями, для многих молодых родителей является непосильной наукой. В этом разделе Вы сможете найти всю необходимую информацию о здоровье детей, методах профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Статьи про детские болезни и болезни новорожденных

Здоровый малыш на первом году жизни много спит, нормально кушает, активно играется. Что же делать, если ребенок начинает постоянно плакать, или на его лице проявилась сыпь? Он часто срыгивает, или Вы обнаружили язвочки на деснах? Здесь опубликованы статьи про детские болезни до года, в которых можно подробно изучить симптоматику интересующих заболеваний, причины их возникновения и методы лечения.

Статьи про болезни детей младшего дошкольного возраста

Если нужно найти наиболее информативные и простые в изложении статьи про здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, Вы именно там, где нужно. На сайте Childdevelop расположены материалы обо всех видах инфекционных и простудных заболеваний, таких как ангина, гайморит, ларингит, ветрянка, коклюш, корь. В разделе - Здоровье ребенка Вы найдете статьи, которые помогут обеспечить здоровье для детей в период активного роста и развития, научат распознавать заболевания и опишут методы их лечения.

Здоровое питание для детей

Взрослым и детям здоровье желудочно-кишечного тракта обеспечивает нормальный рост и развитие. Как поступить в случае, если ребенок отказывается от еды, выглядит вялым и бледным? На нашем сайте находится полная информация про здоровое питание для детей, подробное описание симптомов дисбактериоза, дискинезии, гастрита, дисперсии, гельминтоза, описаны методы профилактики и лечения.

Здоровый ребенок и как укрепить здоровье ребенка

Начало посещения школы характеризуется повышенными рисками заразиться вирусными заболеваниями, начиная с банального гриппа, заканчивая краснухой и ветрянкой. Чтобы не допустить восприимчивости организма такого рода микроорганизмам, следует обратить внимание на статьи о том, как укрепить здоровье ребенка.

Здоровый ребенок - это активный, громкий и непослушный человечек. Если же Вам кажется, что с психоэмоциональным состоянием малыша что-то не то - вы пришли по адресу. Статьи в этом разделе познакомят Вас с нормами поведения ребенка, их отклонениями и многое другое. Специалисты своими советами подскажут, как сделать так, чтобы вырос здоровый ребенок.

Матейкович Е.А.

ORCID:0000-0002-2612-7339, Кандидат медицинских наук, доцент,

Тюменский государственный медицинский университет

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Г. ТЮМЕНИ

Аннотация

Решение одной из самых актуальных задач здравоохранения – сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков – сталкивается с трудностями, обусловленными материальными условиями жизни семьи, плохой экологией, образом жизни ребенка, подростка. В литературе указывается на рост общей и гинекологической заболеваемости девочек и девушек. Автор ставит цель проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к детскому гинекологу в многопрофильную клинику Тюменского государственного медицинского университета. В работе отмечается широкое распространение среди девочек в оспалительных заболеваний половых органов, обусловленных нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, бесконтрольным приемом антибиотиков. У девушек отмечается низкий уровень культуры сексуального поведения, наличие вредных привычек, оказывающие прямое негативное влияние на гинекологическую заболеваемость. Констатируется важность участия гинеколога при проведении профилактических осмотров в школах и дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, гинекологическая заболеваемость, дети и подростки, экстрагенитальная патология.

Matejkovic E.A.

ORCID: 0000-0002-2612-7339, MD, Associate professor,

Tyumen State Medical University

REPRODUCTIVE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN TYUMEN

Abstract

The solution of one of the most topical issues of public health is to preserve the reproductive health of children and adolescents, it faces difficulties due to the material conditions of the family, poor ecology, the way of life of a child, and an adolescent. In known scientific paper they indicate the increase in the overall and gynecological morbidity of girls. The author aims to analyze the structure of the gynecological incidence of children and adolescents in Tyumen at different age periods, proposes prevention measures and options for maintaining these patients in order to preserve their reproductive health. Medical treatment records of 600 girls who applied for medical help to a pediatric gynecologist in a multidisciplinary clinic of the Tyumen State Medical University were selectively examined during the research. Author highlights a widespread occurrence of inflammatory diseases of genitals among girls, caused by a violation of hygiene of genitals, concomitant pathology, uncontrolled reception of antibiotics. Girls have a low level of culture in sexual behavior, the presence of bad habits, having a direct negative impact on gynecological morbidity. The importance of participation of a gynecologist in conducting preventive examinations in schools and pre-school establishments is ascertained.

Keywords: reproductive health, gynecological incidence, children and adolescents, extragenital pathology.

Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков относится к числу приоритетных задач здравоохранения как в России, так и за рубежом, поскольку девочки и подростки образуют резерв воспроизводства населения любой страны мира . Именно в детском и подростковом возрасте формируется нарушения специфических функций организма взрослой женщины, и в данный период жизни человека его репродуктивная система особенно уязвима. При этом на состояние репродуктивного здоровья детей и подростков оказывает влияние множество факторов, требующих самостоятельного изучения: наследственность, материальные условия жизни семьи, образ жизни ребенка и подростка, экологическое благополучие и т.д.

Многочисленные исследования последних лет активно указывают на резкое снижение доли абсолютно здоровых девочек, причем данная тенденция характеризует как общую, так и гинекологическую заболеваемость. У подавляющего большинства девочек и девушек выявляется одна, а нередко и несколько хронических болезней. Значительная часть подростков имеют метаболические нарушения, вредные привычки и ранний сексуальный опыт , последний фактор обусловливает выявление у них инфекций, передаваемых половым путем, являющихся одной из возможных причин бесплодия в будущем.

В структуре нарушений полового развития и гинекологической заболеваемости детей и подростков выделяются преждевременное половое развитие (от 2,5 до 3 % девочек в возрасте младше 8 лет), отсутствие полового развития (2-3 % девочек в возрасте 12 лет), врожденные пороки развития матки и влагалища (4% врожденных аномалий развития), дисменорея (39% у девочек в возрасте 13 лет, 72% – в возрасте 17 лет), аномальные маточные кровотечения (от 10 до 37,3%), олигоменорея (12,6% подростков в возрасте 15-18 лет), вульвит и вульвовагинит (65% девочек в возрасте от 1 до 9 лет), синехии (85% девочек в возрасте от 1 до 5 лет), хронический сальпингоофорит (14,6% сексуально активных девушек в возрасте 13-18 лет), опухоли и опухолевидные образования яичников (от 7,5 % до 19,2%) , , , .

Ученые обращают внимание, что состояние репродуктивного здоровья детей и подростков отличается в городской и сельской местностях , в горных районах и на равнине . Важное значение имеет проведение регулярных медицинских осмотров с участием гинеколога, эндокринолога и других узких специалистов . Регулярное проведение таких осмотров позволяет своевременно выявить экстрагенитальную и гинекологическую патологию у детей и подростков и, по возможности, предотвратить их неблагоприятное воздействие на репродуктивную систему ребенка .

Проживание на территории Западно-Сибирской низменности, где расположена Тюменская область, также оказывает влияние на состояние общего и репродуктивного здоровья детей и подростков. Так, у девушек-подростков здесь выявлен латентный дефицит железа, который превышает популяционный порог на 22%, поэтому юные беременные обоснованно относятся к группе риска по анемии .

Цель настоящей работы – проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. Автор длительное время осуществляет консультативный прием девочек и подростков в качестве гинеколога в многопрофильной клинике Тюменского государственного медицинского университета

При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к гинекологу, на основе специально разработанной карты, учитывающей такие сведения, как возраст, социальные условия жизни, диагностические данные, в том числе жалобы, гинекологический анамнез, результаты гинекологического осмотра и дополнительных методов исследования. Анализ медицинских карт проводился при условии согласия родителей пациенток на обработку содержащихся в них данных.

Результаты и обсуждение. Из 600 обратившихся на прием к гинекологу пациенток 45 находились в грудном возрасте (7,5%), 273 (45.5%) – в нейтральном периоде (от 1 года до 7 лет), в том числе 160 – в периоде раннего детства (от 1 года до 3 лет), 113 (18,8%) – в периоде первого детства, 40 (6,7%) – в препубертатном периоде (от 8 лет до менархе), 242 – в пубертатном периоде, в том числе в I фазе (от менархе до 14 лет) – 242 (40,3%), во II фазе (от 15 до 18 лет) – 162 (27%).

В структуре гинекологической патологии у детей грудного возраста чаще всего встречались синехии (82,2%), в том числе 33,3% – на фоне хронического вульвита. У 13,3% девочек выявлен вульвовагинит, в том числе у 11,1% – неспецифический. Только 2 девочки грудного возраста (4,5%) были признаны гинекологически здоровыми.

В периоде раннего детства на первое место в структуре гинекологической заболеваемости выходят вульвовагиниты: вторичный (33,7%), в т. ч. 21.8% – на фоне дисбактериоза кишечника, 11,9% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей, неспецифический (23,1 %), специфический (кандидозный) – 2,5%. Синехии наблюдаются у 34,4 % девочек, из которых 14,4% – на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми были признаны только 6,3% девочек.

У девочек в период первого детства также превалируют вульвовагиниты: неспецифический (40%), специфический (кандидозный) – 5,3%, вторичный (27,4%), в т.ч. 27,4% – на фоне дисбактериоза кишечника, 10,6% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей. Синехии встречаются гораздо реже – в 14,1% случаев, из которых 8,8% наблюдаются на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми признаны только 3% девочек.

В пубертатном периоде гинекологически здоровыми признаны 15 % пациенток. У остальных выявлены вульвовагиниты: 47,5% – непецифический, 10% – специфический, 27,5 % – на фоне экстрагенитальной патологии (вторичный), включая дисбактериоз кишечника (17,5%) и заболевания мочевыводящих путей (10%).

В структуре гинекологической заболеваемости девушек в пубертатном периоде лидируют различные нарушения менструальной функции (60,7%), в т.ч.: альгодисменорея (19,4%), олигоменорея (13,6%), нерегулярные менструации (10,3%), аменорея (8,7%), гиперполименорея (6,2%), ЮМК (2.5%). Воспалительные заболевания женских половых органов встречаются у 19,4% девушек, из которых 9,1% составляют вульвовагиниты: неспецифический (4,5%) и специфический (9,1%) – хламидиозный (5%), кандидозный (3,7%), гонорейный (0,4%), а также воспалительные заболевания верхнего отдела половых органов (5,8%). Киста яичника выявлена у 6,2 % пациенток, бактериальный вагиноз – у 4,9%, СПКЯ – у 3,7%, адреногенитальный синдром в «мягкой форме» – у 2,5%. Гинекологически здоровыми признаны только 2,9% девушек.

Выявленные результаты в основном коррелируют со структурой гинекологической заболеваемости детей и подростков в целом по стране , , . При этом в исследованных случаях обращает внимание единичное количество гинекологически здоровых пациенток во всех возрастных группах, что требует проведения более широкой профилактической работы, усиления пропаганды здорового образа жизни и культуры сексуального поведения, регулярной диспансеризации, прежде всего, в социально неблагополучных семьях.

Выводы:

  1. Воспалительные заболевания половых органов (вульвиты, вульвовагиниты) в период нейтрального детства занимают первое место в структуре гинекологической патологии.
  2. Нарушения менструальной функции такие как альгодисменорея, гипо- и гиперменструальный синдром, ЮМК послужили основными причинами обращения к гинекологу у девушек.
  3. У детей младшего возраста воспалительные заболевания обусловлены в основном нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, такой как дисбактериоз кишечника, заболевания мочевыводящих путей, бесконтрольным приёмом лекарственных средств, в частности антибиотиков.
  4. У девушек основной причиной воспалительных заболеваний являются инфекции, передаваемые половым путём, что свидетельствует не только о раннем начале половой жизни, но главным образом об отсутствии культуры сексуального поведения подростков, употреблении алкоголя и наркотиков, низком социальном уровне.
  5. Включение гинеколога в регулярные медицинские осмотры девочек и подростков способствует как своевременному выявлению гинекологических заболеваний, их лечению, так и профилактике возможных осложнений для гинекологического здоровья женщины, а, значит, сохранению репродуктивного потенциала будущих поколений.

Список литературы / References

  1. Атамбаева Р.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья девушек-подростков Кыргызстана [Электронный ресурс] / Р.М. Атамбаева, Ж.К. Исакова, Г.Д. Бейшенбиева, Ф.А. Кочкорова // Universum: Медицина и фармакология. – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (дата обращения: 24.11.2017).
  2. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 1008 с.
  3. Гурьева В.А. Репродуктивное здоровье девочек-подростков в городе и сельской местности / В.А. Гурьева, И.М. Данилова, А.Н. Данилов // Сибирский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 71-74.
  4. Ербактанова Т.А. Репродуктивное здоровье девушек-подростков Тюменской области на фоне латентного дефицита железа: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.08, 14.01.01: защищена 05.06.2014 / Ербактанова Татьяна Александровна; ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия». – Тюмень, 2014. – 23 с.
  5. Курбатова А.В. Репродуктивное здоровье девочек-подростков / А. В. Курбатова, А. Т. Егорова // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 2. – С. 9-13.
  6. Строзенко Л.А. Репродуктивное поведение современных девушек-подростков и уровень их соматического здоровья / Л.А. Строзенко, Л.Н. Клименов, Ю.Ф. Лобанов // Мать и дитя в Кузбассе. – 2011. – № 4. – С. 43-46.
  7. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2006. – № S. – С. 21-30.
  8. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек / Е.В. Уварова, В.И. Кулаков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2005. – № 1. – С. 6-10.
  9. Уварова Е.В. Особенности течения воспалительных заболеваний малого таза у девушек-подростков / Е.В. Уварова, Д.Р. Халимова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2011. – № 5. – С. 49-56.
  10. Хащенко Е.П. Современные подходы к диагностике и ведению пациенток с синдромом поликистозных яичников в подростковом возрасте / Е.П. Хащенко Е.П., Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2015. – № 5. – С. 5-9.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Atambaeva R.M. Mediko-social’nye aspekty reproduktivnogo zdorov’ja devushek-podrostkov Kyrgyzstana / R.M. Atambaeva, Zh.K. Isakova, G.D. Bejshenbieva, F.A. Kochkorova // Universum: Medicina i farmakologija . – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (accessed: 24.11.2017).
  2. Ginekologiya: natsional’noye rukovodstvo / ed. by G.M. Savelieva, G.T. Sukhikh, V.N. Serova, V.E. Radzinsky, I.B. Manukhin. – 2 nd edition. – M.: GEOTAR-Media, 2017. – 1008 p.
  3. Gur’yeva V.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov v gorode i sel’skoy mestnosti / V.A. Guryeva, I.M. Danilova, A.N. Danilov // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal . – 2008. – № 2. -P. 71-74.
  4. Yerbaktanova T.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devushek-podrostkov Tyumenskoy oblasti na fone latentnogo defitsita zheleza : dis. … of PhD in Medicine: 14.01.08, 14.01.01: defense of the thesis 05.06.2014 / Yerbaktanova Tatyana Aleksandrovna. – Tyumen, 2014. – 23 p.
  5. Kurbatova A.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov / A.V. Kurbatov, A.T. Egorova // Sibirskoye meditsinskoye obozreniye . – 2009. – No. 2. – P. 9-13.
  6. Strozenko L.A. Reproduktivnoye povedeniye sovremennykh devushek-podrostkov i uroven’ ikh somaticheskogo zdorov’ya / L.А. Strozenko, L.N. Klimenov, Yu.F. Lobanov // Mat’ i ditya v Kuzbasse . – 2011. – No. 4. – P. 43-46.
  7. Uvarova Ye.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek Rossii v nachale XXI veka / E.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2006. – No. S. – P. 21-30.
  8. Uvarova Ye.V. Sovremennyye problemy reproduktivnogo zdorov’ya devochek / E.V. Uvarova, V.I. Kulakov // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov.[ Reproductive health of children and adolescents]. – 2005. – No. 1. – P. 6-10.
  9. Uvarova Ye.V. Osobennosti techeniya vospalitel’nykh zabolevaniy malogo taza u devushek-podrostkov / Ye.V. Uvarova, D.R. Khalimova // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov [ Reproductive health of children and adolescents]. – 2011. – No. 5. – P. 49-56.
  10. Khashchenko Ye.P. Sovremennyye podkhody k diagnostike i vedeniyu patsiyentok s sindromom polikistoznykh yaichnikov v podrostkovom vozraste / Ye.P. Khashchenko Ye.P., Ye.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2015. – No. 5. – P. 5-9.
1

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях детских садов, школ и учреждениях дополнительного образования. Обусловлено это стрессогенностью жизни взрослых, их занятостью преимущественно работой, что приводит к росту психологических и психосоматических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Необходимо разграничивать понятия психического и психологического здоровья. Под психическим здоровьем понимается комплекс характеристик обеспечивающих составной элемент здоровья в целом. Психическое здоровье является важной составляющей адаптации человека в социуме. Психологическое же здоровье - это важная характеристика личности человека. Оно тесно связано с психическим развитием в процессе всей его жизни, т.е. психологическое здоровье это возможность развития человека на всем его жизненном пути. Понятия психического и психологического здоровья тесно связаны друг с другом.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Так, уже первый год жизни вносит важный вклад в формирование Я ребенка. К концу этого периода у него складывается предпосылка самоуважения, возникает первичный образ окружающего мира, к которому он испытывает доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное отношение к себе, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недоверие к окружающему миру, чувство небезопасности. Можно сказать, что закладываются основы эмоционального развития - оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии либо неспособности к эмоциональному заражению, к эмоциональным контактам в целом (синдром «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве позитивных новообразований - адекватное возрасту и темпераменту взаимодействие с ним матери. Применительно к первым трем-четырем месяцам многие психологи говорят о необходимости «ансамбля» мать - ребенок, в котором ребенок «солирует», а мать прислушивается к его желаниям и потребностям и в соответствии с этим выстраивает свое поведение.

В раннем возрасте (от года до трех лет) Я ребенка развивается за счет первоначального осознания самого себя. К концу раннего возраста формируется автономная позиция, т. е. возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако могут возникнуть и затруднения в ее развитии, следствием чего становятся пассивность, зависимость от оценок взрослых или постоянное стремление всеми силами утверждать свою свободу. Этот период важен для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нормам. Ребенок учится следовать некоторым «можно» и »нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самостоятельно одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.).

В раннем возрасте начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. В случае нарушенного развития ребенок прячет от окружающих свою агрессивность и становится подчеркнуто миролюбивым. В другом варианте развивается деструктивная агрессивность, т.е. стремление разрушать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, и в первую очередь не слушаться взрослых.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший. Важнейшее значение в этом играет процесс идентификации с родителем своего пола, т.е. не простое подражание или частичное принятие качеств родителя, а стремление чувствовать себя сильным, уверенным или нежным, заботливым - таким, каким хотел бы видеть себя ребенок. В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает, что в целом он хороший, но имеет некоторые недостатки, и начинает понимать: чтобы быть хорошим, нужно соответствовать родительским требованиям. Можно говорить о так называемом явлении родительского программирования - формировании под воздействием родительских директив основных жизненных сценариев ребенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать необходимое ему внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения внимания с помощью негативных проявлений, таких, как нарушение поведения, драки, ложь и т. п. В этом случае ребенок предпочитает быть пусть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.

Существует объективные (не зависящие от ребенка) и субъективные (поддающиеся коррекции) факторы ухудшения психологического здоровья современных детей.

К объективным относятся:

1. Загруженность родителей на работе и дефицит общения родителей с детьми. Сейчас семья не несёт тех социальных функций, которая она несла раньше (нет близкого окружения родственников и нет рядом людей, которые эмоционально бы защитили ребенка).

2. Информационная перегрузка детей. Дети в большом количестве смотрят телевизор (в том числе и сцены насилия). Происходит ассоциирование ребенка с главными героями. Отсюда у ребенка появляются страхи, фобии, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, ведущий зачастую к невротизации.

3. Для большинства родителей характерен такой стиль детско-родительских отношений, как гиперопека и гиперпротекция. Родители стремятся отгородить детей от любых проблем и дел. Воспитание ребенка идет вербальными методами, а не наглядно-действенными.

4. Дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания внутри родительских отношений или нарушения в сфере детско-родительских отношений (конфликты, ссоры, частая ругань), с которых часто дети берут модель поведения. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического неблагополучия и психосоматических проблем (тики, заикание, энурез, двигательная расторможенность).

5. Нарушения развития ребенка в перинатальном периоде (асфиксия, низкий уровень здоровья матери).

6. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до трех лет) в дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория «МЫ»). При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Субъективные же причины поддаются коррекции и к ним относятся:

Характер детско-родительских отношений;

Моральные ценности семьи и взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

В целом, современные дети-дошкольники существенно отличаются от детей прошлых лет, а именно:

1. Большие различия календарного, физиологического и психологического возраста.

2. У детей разный уровень развития, степень эмоциональной и психологической готовности к началу обучения в школе.

3. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникает тревожность и неуверенность.

4. У детей более свободное ощущение своего «Я» и независимое поведение.

5. У современных детей более слабое физическое здоровье.

6. Современные дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, которые зачастую заменяют телевизор и компьютер.

Библиографическая ссылка

Мичурина Ю.А., Дробышевская Д.А., Васильченко К.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13306 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»