Про психологию. Учения и методики

Советский период 1917 1991 важные даты. Политическая история ссср (1917–1991)

1917 - в ходе Февральской революции 1917 было свергнуто самодержавие. 25 октября (7 ноября) 1917 произошла Октябрьская революция 1917. Провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (на деле же власть партии большевиков). Объявлено о передаче земли тем, кто её обрабатывает, начата национализация предприятий и банков. В то же время, в стране была установлена монопольная политическая власть ВКП(б), постепенно слившейся с централизованным государственным аппаратом. Вожди большевиков нередко прибегали к крайним мерам в борьбе против того, что олицетворяло для них прежнюю царскую государственность. Обвинённые в поддержке царизма и контрреволюционной деятельности, были подвергнуты репрессиям Русская православная церковь и казачество. В Гражданскую войну против большевиков сражались сторонники дореволюционных порядков (Белое движение, казачество), в неё также были вовлечены вооружённые силы 14 иностранных государств. Гражданская война в России способствовала утверждению военно-коммунистических принципов организации общества, системы производства и распределения.

1918 - в январе на III съезде Советов Российская Советская Республика стала федерацией с названием Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). В июле 1918, под Екатеринбургом, были расстреляны последние представители царской семьи Романовых, которая правила Россией более трехсот лет.

1921 - была принята новая экономическая политика (нэп). Состоялся переход к многоукладной экономике. Однако, политическая власть в стране принадлежала единственной партии - ВКП(б).

В то же время большевики к 1922 году отвоевали Закавказье и Среднюю Азию, японские войска были изгнаны с Дальнего Востока, турецкие войска покинули территорию Армении и Азербайджана. На части бывшей территории Российской империи возникли независимые государства: Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Польша (включая территории Западной Украины и Западной Белоруссии).
1922 - 30 декабря РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и Закавказской Федерацией (ЗСФСР) подписали договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

До 1929 года в стране наблюдался устойчивый экономический рост на фоне непрекращающейся политической борьбы внутри ВКП(б). Однако, уже обозначился отход от НЭПа. С 1930 года последовали коллективизация (сопровождавшаяся массовыми притеснениями крестьян) и индустриализация. К 1931 году генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин фактически узурпировал власть в стране, вытеснив других членов Политбюро на второстепенные позиции.

Убийство С. М. Кирова в конце 1934 года обозначило начало сталинских репрессий. Уничтожению подвергались уже не только идейные противники коммунизма, но и члены самой ВКП(б). Пропаганда объявляла врагов режима (и вообще недовольных) врагами народа.

1939 - В соответствии с договорённостью с Германией, к СССР присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, ранее захваченные Польшей во время Советско-польской войны 1919-1921 гг.

1941 - 22 июня гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Спустя несколько месяцев армия Германии заняла значительную часть страны: Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, запад РСФСР (хотя попытка захватить Москву успехом не увенчалась). Оккупанты подвергли репрессиям не только сторонников советской власти, но и мирное население вообще. Началось партизанское движение. Тем временем, к лету 1942 г. завершился перевод экономики СССР на военные рельсы.

После боёв под Сталинградом и Курской битвы обозначился перевес в войне на стороне СССР и его западных союзников. К лету 1944 года большая часть страны была освобождена от оккупантов.

1945 - величайшим историческим событием стала победа советского народа во Второй мировой войне, достигнутая, однако, ценой огромных потерь (не менее 27 миллионов человек убитых, не менее 14 миллионов человек раненых, тяжелейшие демографические последствия). СССР пережил тяжёлую экономическую депрессию.

В 1953 году умер вождь СССР генералиссимус И. В. Сталин. После трёх лет борьбы за власть среди руководства КПСС последовала некоторая либерализация политики страны и реабилитация ряда жертв сталинского террора.

В 1961 году был совершён первый в мире полёт человека в космос.

В 1964 году был отстранён от власти Н. С. Хрущёв. Последовали попытки экономических реформ, однако вскоре началась так называемая Эпоха застоя. Массовых репрессий в СССР больше не было, немногие недовольные (политикой КПСС или советским образом жизни) были репрессированы (без применения к ним смертной казни), см. Правозащитное движение в СССР.

В 1979 году началась война в Афганистане.

В 1985-86 гг.. началась перестройка, в 1989 году произошли выборы в Верховный Совет СССР, в 1990 - в Верховный Совет РСФСР.

Окончание темы «Государственность России в советский период

(1917 – 1991 гг.)»

… В.И.Ленин не рассматривал НЭП как отступление от стратегической линии партии, в нем он видел возможность «использования частного капитализма и направление его в русло государственного капитализма»…

Методы НЭПа оказались действенными для восстановления экономики страны. Прирост промышленной продукции осуществлялся высокими темпами: в 1921 г. – 42,1%, в 1922 г. – 30,7%, в 1923 г. – 52,9%, в 1924 г. – 42,1%, в 1925 г. – 66,1% . К концу 20-х годов экономика достигла довоенного уровня. Увеличился размер посевных площадей, возросли заготовки хлеба, поголовье скота. Быстро восстанавливался транспорт. Несколько улучшилось материальное положение рабочих и крестьян. Однако отсутствие внутренних и внешних инвестиций, административно-рыночная система хозяйства не давала возможностей для строительства новых производствЮ обновления машинного парка, увеличения производственных мощностей.

Годы НЭПа характеризуются некоторой экономической либерализацией и в то же время усилением идеологического давления на общественную мысль. В 1922 году было выслано за границу свыше 160 выдающихся представителей отечественной культуры, среди них Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, А.С.Изгоев, С.Л.Франк, Б.Д.Бруцкус, А.А.Кизеветтер. Были окончательно ликвидированы остатки многопартийности: в 1921 г. «самораспустился» Бунд, в 1923 г. – меньшевистские организации в Грузии, в 1924 г. – на Украине. Летом 1922 г. в Москве прошли открытые судебные процессы над лидерами эсеров и других политических групп. Разработан и принят ряд кодексов, регулирующих правовые отношения (Гражданский, Земельный, Трудовой, Уголовный и др.), но в то же время (1924 г.) ВЧК преобразуется в ОГПУ, с придаением ему функций контроля над политической безопасностью. Усиливается антирелигиозная пропаганда и борьба с церковным влиянием. Принимаются меры по руководству образованием, культурой, наукой.

Существенным моментом в жизни страны стало образование СССР и принятие новой Конституции 1924 года. СССР образован 30 декабря 1922 года на съезде Советов. Этому предшествовали острые дискуссии 1921-1922 гг. Сложность данной проблемы заключалась не в формальном объединении народов, имеющих общность исторических судеб, связанных единой хозяйственной системой, транспортной сетью, почтово-телеграфной службой, общим внутренним рынков, а в необходимости выработки основных тенденций национальной политики, совместного выживания созданных политических режимов. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918 г. и вошедшей в первую Конституцию РСФСР, говорилось, что «Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских свободных республик». Но механизм реализации данной конституционной нормы отсутствовал.

Конституция была утверждена II съездом Советов 31 января 1924 года. СССР был создан как федеративное государство с оставлением для каждой республики права выхода из него. Утверждая суверенитет и государственную самостоятельность каждой республики, Конституция вводит обязательность к «непосредственному исполнению по всей территории Союза ССР» всех декретов, постановлений и распоряжений, издаваемых союзным ЦИКом. Вводится единый государственный бюджет, единое гражданство, единая денежная и кредитная системы и т.п. Таким образом, под прикрытием федеративных лозунгов был сформирован единый хозяйственный организм, а в условиях функционирования однотипного партийного режима – унитарное государство с авторитарной системой управления.

Резюмируя вопрос о влиянии НЭПа на формирование советской государственности, следует подчеркнуть, что в этот период была продолжена и усилена тенденция централизации государственного управления и вмешательства в экономику и другие сферы общественной и культурной жизни страны, возролсо идеологическое и репрессивное давление на духовную жизнь общества. Возросла роль партии в руководстве советами и в замещении их функций, чему в немалой степени способствовала и широкомасштабная чистка партии. В 1920 г. в ЦК и губкомах РКП(б) были образованы учетно-распределительные отделы, занимающиеся выдвижением и перемещением ответственных партийных работников. Все назначения утверждались партийными органами.

Необходимо добавить, что именно в период НЭПа (с 1923 г.) началась борьба за руководство в РКП(б), усилившаяся после смерти В.И.Ленина в январе 1924 г. Борьба характеризуется расколом верхушки партии, волной репрессий и усилением личной власти генерального секретаря РКП(б) И.В.Сталина.

К концу 1920-х годов был окончательно развеян миф о мировой революции, определился уровень НЭПа, но сохранялась еще политическая идеология страны, международное положение СССР было уязвимым. Перед страной стояла дилемма: либо продолжение курса НЭПа с невысоким темпом экономического роста, либо форсированное развитие индустрии, прежде всего имеющей значение для повышения военно-экономического потенциала. Решение было вынесено XIV съездом ВКП(б) (декабрь 1925 г.), согласившимся с концепцией И.В.Сталина о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. В постановлении съезда записано: «Вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование…».

Годы коллективизации и индустриализации страны наложили громадный отпечаток на развитие советской государственности. Выступая на Пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 г. Сталин делает упор на развитие промышленности за счет внутреннего накопления, источником которого является «во-первых, рабочий класс, создающий ценности и двигающий вперед промышленность; во-вторых, крестьянство». Следствием этого стало резкое сокращение реальной заработной платы, повышение дневной нормы выработки, принудительный труд, а главное, сохранившийся на долгие годы принцип «провозглашения рабочего хозяином средств производства» и в то же время отстранения его от них. Широкое распространение имели сочетание насилия с энтузиазмом, использование молодежного романтизма, применение разнообразных форм морального стимулирования (награждение орденами и медалями, вручение грамот, помещение фотографий на Доску почета, затем стахановское и другие движения и, наконец, звание «Ударник социалистического труда» (позднее – «Ударник коммунистического труда»), «Ударник пятилетки».

Индустриализация проводилась в условиях сокращения социальных расходов, при дефиците производства, жилья, товаров широкого потребления. Еще более жесткой была политика по отношению к крестьянству. И.В.Сталин заявил о необходимости «дани», «сверхналога» на крестьянство для сохранения высоких темпов развития индустрии. Коллективизация сопровождалась насилием, ограничением крестьян в передвижении (запрет паспортизации), что было равнозначно закрепощению их, «раскулачиванием», высылкой раскулаченных с полной конфискацией их имущества. В течение нескольких лет было обобществлено подавляющее число крестьянских хозяйств. Число «раскулаченных» составило до 15 млн. чел., конфисковано имущества более чем на 400 млн. рублей.

Политическая история СССР (1917–1991)

В советском социалистическом государстве, как и в дореволюционном монархическом, многое зависело от первого лица , в руках которого сосредоточивалась огромная официальная и неофициальная власть. Лидер единственной политической партии, которая называлась РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС (с 1952), являлся и реальным руководителем страны.

Вокруг каждого лидера складывалось окружение из сподвижников, единомышленников, проверенных людей, через которых лидер руководил различными сферами жизни страны. Смена лидера приводила к смене «команды»: В. И. Ленин (1917–1924) – Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин, Ф. Э. Дзержинский, И. В. Сталин и др.; И. В. Сталин (1924–1953) – В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, М. И. Калинин, С. М. Киров, Л. П. Берия, Г. М. Маленков , Н. С. Хрущев ; Н. С. Хрущев (1953–1964) – М. А. Суслов, Л. И. Брежнев ; Л. И. Брежнев (1964–1982) – М. А. Суслов, Н. В. Подгорный, А. Н. Косыгин, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинов ; М. С. Горбачев (1985–1991) – Н. И. Рыжков, А. И. Лукьянов,Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин . Лидер и члены «команды» время от времени предавали друг друга, что было обычным делом в советской политической истории. Г. М. Маленков (1953–1955), Ю. В. Андропов (1982–1984), К. У. Черненко (1984–1985) находились во главе страны непродолжительное время.

В условиях формальной советской демократии политическая линия страны определялась не на партийных съездах, не в высших официальных органах государственной власти, а в узком кругу членов Политического бюро ЦК Коммунистической партии. Некоторые решения лидеры принимали сами или в узком кругу.

В политической сфере с середины 1920-х установилась монополия Коммунистической партии, которая руководила советами , советскими, государственными и общественными учреждениями, всеми организациями, как бы они ни назывались на разных этапах советской эпохи (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК; Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР ). Орудием сохранения власти Коммунистической партии были силовые структуры (милиция, армия, служба безопасности – ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ ). Было разогнано Учредительное собрание , расстреляна царская семья (1918). Подавлялись восстания периода гражданской войны , «антоновщина», Кронштадтский мятеж (1921), сопротивление Русской православной церкви, крестьянские выступления периода коллективизации, выступления в ГУЛАГе в 1950-е и в Новочеркасске (1962), движение диссидентов , выселялись целые народы (поволжские немцы, калмыки, чеченцы, ингуши и др.). Под руководством Коммунистической партии работали суды, прокуратура: «дела» эсеров, патриарха Тихона, «шахтинское», московские процессы 30-х, «ленинградское дело».

Населению объяснялось, что ради построения социализма и коммунизма можно потерпеть и пойти на любые жертвы. Критиков своей политики партийно-советское руководство страны вплоть до перестройки без колебаний подавляло.

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Советский период 1917–1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде Мятеж 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. не был похож на настоящую революцию с уличными боями, баррикадами, параличом городской жизни, как это случилось в 1905 г. При полной бездеятельности

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.4. Политическая борьба в советском руководстве (1985–1991 гг.) В 1985–1988 гг. удалось вытеснить из Политбюро почти всех оставшихся там лиц из ближайшего окружения Брежнева - А.А. Громыко, В.И. Долгих, Г.А. Алиева, Г.В. Романова, В.В. Гришина, Д.А. Кунаева. Проведя своих сторонников

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

105. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 1985–1991 гг Второй этап «перестройки» (1989–1991) ознаменовался нарастанием социально-политической напряженности в обществе. Центральная власть все меньше могла контролировать происходившие на всем пространстве Союза ССР процессы,

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

4.3.10. Новейшая история (1917-1991 гг.). Вторая волна социорно-освободительных революций Придя к власти, большевики первоначально ограничились лишь претворением в жизнь лозунгов буржуазно-демократической революции. Это отчетливо можно видеть на примере декретов II

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1917-1991 гг.) Придя к власти, большевики первоначально ограничились лишь претворением в жизнь лозунгов буржуазно-демократической революции. Это отчетливо можно видеть на примере декретов II Всероссийского съезда советов. Большевики вначале не ставили

Из книги Российская история в лицах автора

Раздел VI Россия Советская, Россия в составе

Из книги Правители России автора Гриценко Галина Ивановна

Советская власть (1917–1991 гг.)

автора Фортунатов Владимир Валентинович

Политическая история капиталистической России (1861–1917) Россия после поражения в Крымской войне (1853–1856) стремилась преодолеть свое отставание в политическом и социально-экономическом развитии от передовых европейских стран. Александр II (1855–1881) отменил крепостное право

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Россия советская (1917–1991) Ведущие тенденции исторического развития 1. Установление монополии, диктатуры Коммунистической партии в политической жизни общества, осуществляемой номенклатурным управленческим слоем.2. Всеохватывающее обобществление всех ресурсов,

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Территория и внешняя политика СССР (1917–1991) Большевики, критикуя национальную политику самодержавия, провозглашали право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Ленин не видел проблемы в распаде имперской России, которую

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Социально-экономическая история СССР (1917–1991) Советская эпоха стала временем строительства нового общества. Появлялись новые слова, новые термины.В экономической сфере после национализации, конфискаций, реквизиций, индустриализации и особенно коллективизации с 1930-х

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Культура в СССР (1917–1991) К середине 1930-х была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т. д.). На протяжении 1930-х было введено всеобщее

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Политическая история (1991–2011) 25 декабря 1991 Президент СССР М. С. Горбачев сложил с себя полномочия. В этот же день Верховный Совет РСФСР принял новое название страны – Российская Федерация (Россия). Над Кремлем в Москве, который стал резиденцией президента Российской

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

8. Новейшее время (1917-1991 гг.) Октябрьская революция 1917 г., которую возглавила партия большевиков, победила. В результате зависимость России от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм

Из книги Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. автора Горяева Татьяна Михайловна

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА В 1940-е – 1991 гг. Особенности политической цензуры в годы Второй мировой войны и послевоенной конфронтации (1941-1956 гг.)Конец 1930-х гг. был освещен заревом близкой войны. Несмотря на внешне мирный характер жизни, вся массовая культура в СССР уже

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Уильям Теккерей, английский писатель-сатирик

Книга - огромная сила.

Владимир Ильич Ленин, советский революционер

Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим.

Еще многие тысячи лет тому назад книга в руках лучших представителей человечества сделалась одним из главных орудий их борьбы за истину и справедливость, и именно это орудие придало этим людям страшную силу.

Николай Рубакин, русский книговед, библиограф.

Книга - орудие труда. Но не только. Она приобщает людей к жизни и борьбе других людей, дает возможность понимать их переживания, их мысли, их стремления; она дает возможность сравнивать, разбираться в окружающем и преобразовать его.

Станислав Струмилин, академик АН СССР

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,- сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ

Тот, кто не был знаком с творениями древних, прожил, не ведая красоты.

Георг Гегель, немецкий философ

Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг.

Константин Паустовский, русский советский писатель

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей.

Николай Морозов, создатель современной научной хронологии

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место

Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный, вечный спутник.

Демьян Бедный, русский советский писатель, поэт, публицист

Книга - могучее орудие общения, труда, борьбы. Она вооружает человека опытом жизни и борьбы человечества, раздвигает его горизонт, дает ему знания, при помощи которых он может заставить служить себе силы природы.

Надежда Крупская, российская революционерка, советский партийный, общественный и культурный деятель.

Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Рене Декарт, французский философ, математик, физик и физиолог

Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.

Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор.

Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела.

Джозеф Аддисон, английский поэт и сатирик

Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь.

Алексей Толстой, русский советский писатель и общественный деятель

Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования - чтение.

Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века.

Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

У нас Вы найдёте аудиокниги русских, советских, российских и зарубежных писателей различной тематики! Мы собрали для Вас шедевры литературы из и . Также на сайте расположены аудиокниги со стихами и поэтов, найдут для себя интересные аудиокниги любители и детективов и боевиков, аудиокниг. Женщинам мы можем предложить , а для , мы будем периодически предлагать сказки и аудиокниги из школьной программы. Детям будут также интересны аудиокниги про . Любителям у нас тоже есть что предложить: аудиокниги серии "Сталкер", "Метро 2033"..., и многое другое от . Кто желает пощекотать себе нервы: заходите в раздел

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

В начале XX века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература”(1905 г.) В.И. Ленин ясно показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”. Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи -- формированию всесторонне развитой личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто “пролетарской культуры”, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много тупикового и противоречивого. Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей-культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации -- Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт -- это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В.И. Ленина в ЦК РКП (б) “О пролетарской культуре” 1920 года. Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А.С. Серафимович, Ф.И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей пролетарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в “вульгарной” социологии искусства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до начала перестройки. Однако ряд выдающихся художников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противостояли. В этом ряду -- имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30--40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в истории масштабах развития народного образования. Здесь решающими стали два момента:

  • 1) Постановление XVI съезда ВКП (б) “О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР” (1930 г.).
  • 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления “экономических кадров” на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов “без отрыва от производства”.

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Официальное искусство 30--40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального “Государства”, воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с “вождизмом”. В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны. В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений -- Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве “основного творческого метода” советской культуры был рекомендован “социалистический реализм”.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни “Слово о полку Игореве”, а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова “Тихий Дон”. С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова “Священная война”. В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века -- Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора “ВТ” -- означающие “воздушная тревога”. Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева “Молодая гвардия” и “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

Художественный процесс 60--70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной “оттепелью”. На формирование культуры “оттепели” сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период “оттепели” так называемой “деревенской прозы”. Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других “деревенщиков” не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-“деревенщики” не только зафиксировали глубокие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие “дома”, в которое издревле русские люди вкладывали и понятие “отечества”, “родной земли”, “семьи”. Через осмысление понятия “дом” осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе “Дом” Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина “Прощание с Матерой” и “Пожар”.

коммунистический ленин культура художественный