Про психологию. Учения и методики

Речь и язык. Стили речи в русском языке

Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения :

  • речь как деятельность, речь как процесс;
  • речь как продукт речевой деятельности;
  • речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт . Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи - так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь- говорение, речь - аудирование, речь - письмо, письменное выражение мысли; речь- чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.

Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это - невербальные средства общения.

Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.

Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» - франц.).

Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.

В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:

  • физиологические основы речи, речевой деятельности;
  • механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
  • кодовые переходы - насколько это доступно;
  • взаимосвязь мышления и речи;
  • реализация функций языка в речи;
  • взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
  • процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
  • формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.

Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.

Второе значение термина речь - «речь как результат » имеет синоним текст . Мы привыкли к тому, что текст - это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).

В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.

Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.

Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.

В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:

  • структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
  • стили речи;
  • речевые жанры;
  • использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
  • использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
  • языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
  • средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки - символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи - фонограммы и пр.;
  • средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.

Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.

Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста - сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи - логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи - графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.

Третье значение термина речь - это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении .

Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. - В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».

Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.

Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен - предмет, поддающийся делению и дающий производные.

особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи; слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. У обоих - говорящего и слушающего - общее средство - национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЧЬ

форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P. осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P. и язык тесно взаимосвязаны. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P.

Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания. Нередко P. направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки. Однако P. не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится осн.механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления. Тесно связана P. и с др. психич. процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внеш. P служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр. P - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр. P (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P). Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P.

Речепроизнесение предполагает переход от внутр. P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий. Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр. P, тем сложнее становится переход к внеш. P. Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов. Второй уровень (понимание P). предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения. Вместе с тем восприятие и понимание P - единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P. определяется ее восприятием и наоборот.

Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания - т.н. ключевые слова. При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств. речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и пантомимики говорящего.

Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич. P В диалогич. P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы

Монологич. P - высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр., P лектора, оратора и др.). Монологич. P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич. P отличает логич. связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич. P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна). Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич. P приближается к письменной Имеются и спец. конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость).

Одно из свойств обоих видов устной P - ее плавность (при ср. скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов).

Устной противопоставляется письменная P - исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P - ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста). Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям).

Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P - мимико-жестовая P. глухих, дактильная P и «чтение с губ» P. выполняя функции к -л спец. общения, приобретает определенную специфич внутр. структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др. виды P.

Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр. языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др. (см также Развитие речи). О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия

Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, «Уч зап ЛГПИ им А И Герцена», 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн. Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич. процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим. психология, сост С С Стивене, пер с англ. т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ. M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ. Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии.

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.

В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования"), реализации и контроля.

Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной речи устной занимают значительное место.

Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь.

Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

РЕЧЬ

Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т.д.) она изменяет и совершенствует язык. Р. является основным механизмом мышления. Вне Р. невозможно формирование сознания. Различают Р. устную и письменную. Основные функции Р. - коммуникативная (осуществление процесса общения); Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; сигнификативная или номинативная (обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.).

В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая.

Р. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.).

Р. ВНУТРЕННЯЯ. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну , - это "речь минус звук", она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. "пунктиром", тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове.

Р. ВЫЧУРНАЯ. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность.

Син.: речь манерная.

Р. ЗЕРКАЛЬНАЯ. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное.

Р. ИМПРЕССИВНАЯ (лат. impressio - выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения - восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии.

Син.: Р. сенсорная.

Р. МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми.

Син.: Р. жестовая.

Р. МОНОТОННАЯ. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых.

Р. ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии.

Р. ОЛИГОФАЗИЧЕСКАЯ (греч. oligos - малый, phasis - речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера).

Р. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.

Р. ПЕРСЕВЕРАТОРНАЯ (лат. persevero - упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации - это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация, Мышление персевераторное.

Р. ПУЭРИЛЬНАЯ (лат. puerilis - детский) Напоминает детскую - картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга.

Р. РИФМОВАННАЯ. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко - при эпилепсии в сочетании со слащавостью.

Р. СКАНДИРОВАННАЯ. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги ("разрублены"). Р. тугоподвижна, иногда - с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз).

Р. СЛАЩАВАЯ. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.

Р. ЭКСПЛОЗИВНАЯ (лат. explodo - извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные "выбросы", характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка).

Р. ЭКСПРЕССИВНАЯ (лат. expressio - выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии.

Специфика. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

РЕЧЬ

1. Следуя Эриксону, мы полагаем, что обычная речь может быть тонким и эффективным рабочим инструментом. В нашем подходе это дает определенные преимущества:

Простая, понятная пациенту речь или, что еще лучше, речь, свойственная самому пациенту, несомненно позволяет установить с ним наилучшую психологическую связь (Watzlawick, 1978/1980);

Согласно нашей гипотезе, гипноз и психотерапия являются делом самого пациента. Мы только предоставляем ему возможность совершить эту работу. Пациент может эффективно действовать, только используя присущую ему речь (Erickson, 1983/1986);

Мы замечаем, что только простой язык может служить общим знаменателем для ныне существующих научных языков. Для нас это возможность широкого и в некотором роде мультидисциплинарного взгляда на проблему, что не исключает возможности продолжить исследования в рамках других школ, привносящих свои концептуальные ценности.

2. Эриксон пользуется преимущественно простонародным языком или языком детства, «чтобы добраться до глубины источников, таящихся в душах пациентов». Он подыскивает «мифопоэтические» приемы (не основанные на каких-либо концепциях), такие, как аналогия, метафора, загадки, шутки и всевозможные игры на словесном и образном уровнях. Взаимодействуя таким образом, он дает возможность преодолеть привычные референтные рамки или дополнить их (Erickson & Rossi, 1979).

3. Невербальный язык является неотъемлемой частью инструментария терапевта (Erickson, 1983/1986).

Речь

Сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком (см.), отражает принципы мышления. Различают экспрессивную (устную и письменную) речь и импрессивную речь – понимание устной, письменной и любой другой формы речи. По предложению английского невролога Джексона (J. Jackson, 1835–1911) выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя служит общению между людьми посредством воспроизведения звуков, письма или жестов. Внутренняя – это непроизнесенная и неписаная речь, речь про себя. Внутренняя речь может быть сокращенной, сжатой или развернутой. Иногда речь про себя переходит в озвученную, внешнюю речь. Так бывает, в частности, у аутичных детей – так называемая эгоцентрическая речь, и при некоторых формах психических болезней: при церебральном атеросклерозе и пр.

РЕЧЬ

сложившееся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей средство общения, опосредованное языком. Производство Р. (речевая деятельность) обеспечивается координированными движениями органов речевого аппарата

РЕЧЬ

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. В жизни человека Р. выполняет несколько функций: 1) коммуникативную (осуществление процесса общения между людьми); 2) сигнификативную (от лат. significatio - обозначение; обозначение реальных предметов и их свойств, действий, связей); 3) обобщающую (выражение связи Р. с мышлением) и др. Кроме этого, Р. воздействует и на процессы, происходящие в организме говорящего (регуляция и контроль собственной деятельности) или слушателя. В деятельности оператора можно выделить и сигнальную функцию Р.: сигналы управления машиной, сигналы состояния оператора, сигналы предупреждения и др. (см. Речевой сигнал). В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь, может быть устной, письменной, жестовой. Р. оказывает большое внимание на протекание различных психических процессов. Без Р. невозможно мышление, особенно его высшая форма - абстрактно-понятийное мышление. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; представления и образы реальной действительности вызываются словом и тесно с ним связаны; Р. является одним из регуляторов деятельности человека и пр. В отечественной психологии Р. часто рассматривается как специальная речевая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевого действия, включенного в неречевую деятельность. Структура речевого действия совпадает со структурой любого другого действия и включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. Знание основных характеристик Р. необходимо при создании системы речевой коммуникации, в том числе и технических систем связи. Важнейшей задачей при этом является определение необходимого динамического диапазона. При его определении необходимо учитывать основные характеристики Р.: 1) среднеквадратическое звуковое давление (55 - 57 дБ при нормальном голосе и до 110 дБ при крике) ; 2) изменения уровня давления между разными звуками (около 30 дБ между самым сильным и самым слабым звуками) ; 3) изменение уровня давления между речевым минимумом и пиковым мгновенным давлением (примерно 40 дБ при заданном уровне голосового усилия); 4) изменение уровня Р. у разных людей (примерно 20 дБ при нормальном голосовом усилии). Помимо этого, для эффективного восприятия речи необходима правильная организация речевого сообщения.

Человека первобытного от животного стало отличать умение мыслить, говорить и создавать образы. Используя символы и звуковые сигналы, люди создали языки и письменность. Умение материализовать мысли посредством языка и знаков называется речью - устной и письменной. Речь и язык - это то, что помогает людям общаться друг с другом, объединяет или разделяет их.

Понятие языка

Язык как часть речи зародился еще во времена племенного строя. Передача информации посредством символов и звуков становилась частью культуры определенного племени. Когда племена объединялись, их языки смешивались, дополняли друг друга, а общность людей, объединенных единым языком, называлась народность.

Получая дальнейшее развитие и распространение, язык становился принадлежностью нации. Сегодня существуют народы, которые имеют свои язык и речь, культура речи их страны отличается от языка соседних народов. Есть и такие страны, которые имеют разные нации, но единый язык. Например, в Англии и США английский является национальным языком, как испанский в Мексике, Испании, Аргентине и Чили.

Таким образом, язык - это совокупность звуковых сигналов и письменных символов, присущих определенному сообществу людей и понятный им. В каждой народности кроме основного языка существуют его разновидности - диалекты. Они развились благодаря смешиванию народов и взаимодействию их языков друг с другом.

Еще одно понятие, свойственное языку - говор. Например, русский язык и культура речи: северорусский диалект отличается явным «оканьем» по сравнению с южнорусским диалектным «аканьем».

Также существует понятие языковых семей, в которые входят языки, имеющие общие корни, например романо-германская группа, тюрко-монгольская и другие.

Понятие речи

Речь - это способ озвучивания мыслей посредством устного языка или письменности. С помощью речи люди общаются и передают информацию на тех языках, которыми владеют. Понятие «речь» в психологии относится к психолингвистике - умению человека создавать мысленные образы и передавать их с помощью языка.

Речь и язык всегда неразрывны между собой. При этом язык может существовать и развиваться без непосредственного участия определенного человека, так как принадлежит всей народности, даже тем, кто давно умер. Речь же без знания языков невозможна, но при этом она характеризует мышление каждого конкретного человека.

По манере изложения человеком мыслей, по тому, каков его язык и речь, культура речи, можно создать его психологический портрет, уровень образования, принадлежность к определенному слою общества. По тому, насколько грамотно, последовательно, красочно или логично люди излагают свои мысли, можно судить о типе их мышления.

Речь и язык, которые использует человек, имеют определенные варианты применения:

  • вариант воздействия помогает влиять на поступки, мировоззрение и действия других людей;
  • вариант сообщения используется для передачи данных между людьми или сообществами;
  • вариант выражения чувств и эмоционального восприятия окружающей действительности;
  • вариант обозначения позволяет давать определения предметам и явлениям.

Люди могут использовать сразу несколько вариантов речи в удобной для них форме.

Формы речи

Ученые разделяют человеческую речь на две формы.

1. Внешняя речь, в состав которой входят письменность, звуковые сигналы и материализация мыслей. В свою очередь, внешняя речь делится на устную и письменную. Устная воспроизводится голосом при использовании языковых звуков и воспринимается на слух другими людьми. Она имеет 2 формы:


2. Внутренняя речь - это проговаривание мыслей внутри сознания индивидуума. Она относится к мыслительному процессу человека. Как только он озвучивает свои мысли, речь переходит в категорию внешнюю.

Внешняя речь подразделяется по типам подачи информации.

Письменная речь - это система графического оформления слов с помощью знаков и символов. При применении письменной речи используются правила написания и построения слов и предложений, принятых в данном языке.

Типы речи

Типы речи в русском языке зависят от того, что именно хочет донести говорящий до аудитории, независимо от того, использует он письменную или устную речь.

  • Повествовательный тип используется для передачи последовательности действий, событий или явлений. Тексты, повествующие о чем-либо, имеют некую завязку сюжета, изложение основных последовательных кульминационных событий и развязку. У повествования всегда есть развитие сюжета, его динамическое движение от начала к концу, при этом главными являются самостоятельные части речи русского языка: глагол и слова, указывающие на время и место события (вчера, утром, здесь и т. д.).

Повествование используется как в разговорной, так и в письменной речи.

  • Описание - способ передачи знаками и звуками основных свойств предметов, явлений, событий и действий. У этого типа речи присутствует начало, основная часть и окончание. Началом является представление предмета, в основную часть входит описание его признаков и свойств, а окончание - это вывод, вытекающий из перечисленных качеств. В описании используют глаголы в одном времени, прилагательные и причастия.

Применяют описание как в текстах любого стиля, так и в устной речи.

  • Рассуждение - это возможность раскрытия причинно-следственных связей в событиях и действиях. Имеет структуру тезиса, аргумента и вывода. В этом типе речи не имеет значения единство времени, с его помощью можно доказывать, объяснять и рассуждать на различные темы как письменно, так и устно.

Типы речи в русском языке редко используются в чистом виде, чаще всего они смешиваются для лучшей подачи информации.

Научный стиль речи

Речь и язык, которые люди используют для передачи информации, имеют свои стили, которые зависят от ее содержания. Каждый из стилей имеет собственные признаки, манеру изложения, лексику и особый набор языковых средств для правильной подачи информации.

Стили речи в русском языке зависят от сферы его применения.

Научный стиль используется для передачи точных научных сведений и применяется, как в устной, так и письменной речи. Его отличительная черта - лаконичность подачи информации, строгий отбор языковых приемов и терминов, обдуманность выбранных высказываний. В этом стиле редко применяют эмоциональные образы для описания, а построению предложений свойственны краткость, отчетливость, последовательность, которые достигаются такими частями речи, как существительное, деепричастие, причастие и отглагольные существительные.

Разновидностью этого стиля является научно-популярный стиль, которому присущи черты основного, но термины и сложные языковые наборы символов заменены на лексику, понятную большой аудитории, не имеющей глубоких знаний в научных дисциплинах.

Этому стилю свойственно давать объяснения сложным научным фактам с помощью обычной лексики. Применяется научно-популярный стиль в литературе развивающего характера, доступной массовому читателю или специалистам, которые желают выйти за рамки узкоспециализированных знаний.

Деловой стиль речи

В категорию «стили речи в русском языке» вошел так называемый деловой (официально-деловой) стиль, область применения которого - документация. Его сфера применения - это письменная речь. Основные виды текстов в деловом стиле - это официальные документы, деловые бумаги, заявления, протоколы, законы, указы и многое другое.

Этому стилю присущи сжатость изложения, лаконичность, конкретика, последовательность слов в определенном порядке.

В официально-деловом стиле часто используют аббревиатуры, речевые штампы, специальную терминологию. Тексты в этом стиле обезличены, а из частей речи чаще всего применяются глаголы в повелительном наклонении, отглагольные существительные.

Так же этот стиль имеет готовые стандартные формы, например, заявлений, актов или протоколов.

Публицистический стиль

Публицистические тексты, как стили речи в русском языке, чаще всего используются в целях агитации. К ним относятся публикации в газетах, журналах, новости по радио и телевидению, листовки и речи перед общественностью.

Главное предназначение публицистического стиля - это агитация, призыв к действию, воздействие на умы и поступки других людей. Тексты, написанные в этом стиле, отличаются точностью фактов, логичным изложением их, но при этом они эмоционально окрашенные и допускают использование отношения автора к подаваемой информации.

Этот стиль богат средствами передачи основной мысли, так как в нем используются речевые обороты, свойственные другим стилям. Это может быть точное изложение цифр и фактов с доказательствами, как в научном стиле. Также к ним может быть присоединен художественно-эмоциональный или оценочный стиль.

Конструкция предложения в публицистическом стиле может варьироваться от «сухого» научного изложения до изобразительного описания, в котором присутствуют как фразеологизмы, так и иностранные термины. Чаще всего применяются побудительные и восклицательные предложения.

Художественный стиль

Русский язык и культура речи людей изобилуют языковыми средствами, которые свойственны художественному стилю. Это язык литературы, основное предназначение которой - передача информации посредством эмоционального описания.

В художественной речи в изобилии применяются метафоры, сравнения, возвышенные слова и обороты. Главная задача этого стиля - затронуть эмоции читателя или слушателя. В повседневной жизни люди используют художественный стиль для передачи информации, которая затронула их чувства и произвела впечатление - например, описание содержания фильма, книги или события.

Художественному стилю свойственна подача информации как основанной на реальных событиях, так и на вымысле ее автора. Сравнительные обороты, которые при этом он использует, могут иметь абстрактную форму. Например, свинцовая пуля и свинцовые тучи создают в воображении читателя совершенно разные по образам картинки. Часто в этом стиле в изобилии присутствуют обороты, свойственные разговорному стилю.

Разговорный стиль

Этот стиль существует только в сфере неофициального общения или переписки. Ему свойственны бытовые, семейные, дружеские темы общения. Пожалуй, это самый обширный вид стиля в русском языке, так как вмещает в себя тематики, свойственные остальным стилям, но с характерным ему просторечьем и простотой изложения.

Разговорному стилю свойственно применение не только речевых оборотов, но и мимики, и жестов. Они являются неотъемлемой его частью.

В зависимости от эмоциональной окраски, в лексике разговорного стиля могут применяться как жаргоны, так и ненормативная лексика. По тому, как человек предает свои мысли в разговоре, можно судить об уровне его культуры, воспитания и образованности.

Части речи русского языка

Каждый язык проходит путь, в который входит развитие речи. Русский язык - не исключение. Для передачи информации используются части речи, которые делятся на самостоятельные и служебные. В отдельную категорию входят междометия.


В одном из разделов учебника «Русский язык» - «Части речи» - таблица очень наглядно разъясняет все на примерах.

Более подробно эта тема раскрывается в учебниках «Русский язык» Никитина, «Русская речь» за 5-9 классы.