Про психологию. Учения и методики

Кто создал первую научную грамматику русского языка. Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка

I тур

1. В каком случае данные языковые единицы являются не разными словами, а акцентологическими вариантами одного слова?

БрОня – бронЯ; мокрОта – мокротА; нАголо – наголО; бАржа – баржА; свОйство – свойствО.

Ответ: Баржа и баржа – произносительные варианты одного и того же слова.

2. На примерах докажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие в русский язык недавно, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

Ответ: При оценивании нужно учитывать обоснованность ответов, доказательность, лингвистический кругозор.

4. Образуйте формы родительного падежа множественного числа: апельсин, грузин, сапог, проблема, ветвь, келья, простыня, кеды. Укажите варианты, если есть.

Ответ: Апельсинов, грузин, сапог, проблем, ветвей, келий, простыней (простынь), кедов (кед).

5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: ратай, длань, днесь, жир (семантический архаизм, укажите первоначальное значение слова), камо.

Ответ: Ратай – пахарь, длань- ладонь, днесь – сегодня, жир – богатство, камо – куда

6. Что обозначает латинская приставка пре-? Для ответа на вопрос проанализируйте слова: префикс (приставка), прелюдия, президент, президиум, прецедент. Приведите свои примеры слов с такой же приставкой.

Ответ: Латинская приставка пре- равна по значению приставке перед-, что отразилось в значении приведенных в задании слов (учащиеся должны проанализировать значение слов, выявив в них семантический компонент «впереди, ранее чего-либо»).

7. Придумайте примеры, в которых глагол в неопределенной форме выполняет роль разных членов предложения.

Ответ: Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения. Учащийся может показать разные виды обстоятельств, выраженные инфинитивом (за это можно добавить баллы по усмотрению комиссии).

8. Найдите грамматические основы в приведенных предложениях. Зачем нужно правильно выделять грамматическую основу?

Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Человек этот был изнежен южным солнцем, ему нужна была особенная теплота. Особенно хорошее расположение в нем вызывало созерцание картин. Он жил у нас отшельником. Постепенно сформировался новый вид дизайна – промышленный дизайн. Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет.

Ответ: Весна наступила ранняя, дружная (составное именное); человек был изнежен (составное именное), теплота была нужна (составное именное); созерцание вызывало расположение (составное именное); он жил отшельником (составное именное); вид сформировался (простое глагольное); одно требование предъявлялось (простое глагольное), она должна преобразовывать (составное глагольное).

9. Определите вид сказуемого (см. текст задания 7).

Ответ: См. задание 7.

10. Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.

Ответ: Вы/полн/ите, вы/леч/ите, вы/куп/ите – глаголы в изъявит. наклонении, вы/полн/и/те, вы/леч/и/те, вы/куп/и/те – глаголы в повелит.наклонении

11. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755).
Б. … — морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
В. … — великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927).
Г. …автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах.

Кузьмина Евгения

Данная презентация раскрывает масштабность личности Михаила Васильевича Ломоносова как создателя российской риторики, русской грамматики, истории России.

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила: ученица 9Б класса Кузьмина Евгения Руководитель: учитель литературы Праведных В.И. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ - создатель российской риторики, русской грамматики, истории России

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин

Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.

Мать Михаила Ломоносова - Елена Ивановна - была дочерью дьякона. Именно мать научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. -

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

Славяно – греко –латинская академия в Москве В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика и химия, астрономия и математика, техника, горное дело и геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

1736 год, Марбург, Германия Студент немецкого университета Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

По возвращению в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук

Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.

Открытия в области русского языка, поэзии и литературы

Для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы

НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»

городского округа «город Якутск»

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Создатель российской риторики,

русской грамматики, истории России

Подготовила: ученица 9Б класса

Кузьмина Евгения

Руководитель: учитель литературы

Праведных В.И.

г. Якутск

2011г.

Актуальность темы обусловлена необходимостью познания наследия М.В.Ломоносова, потребностью изучения личности и судьбы ученого.

Цель работы: раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова - создателя российской риторики, русской грамматики, истории России.

Ломоносов Михаил Васильевич родился 8(19).11.1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии, умер 4(15).04.1765 г. в г. Санкт-Петербурге.

В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. М.В.Ломоносов из семьи крестьян - поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Первые упоминания о роде Ломоносовых относятся к XVI в. ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Василий Дорофеевич, занимались хлебопашеством, но основным делом являлась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный мореход, один из первых в своем крае построил, по-европейски оснастил гукор «Чайка» - двухмачтовый корабль. Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря, Северного Ледовитого океана, Северной Двине.

Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая в 1720 г. умерла. Отец его женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания в Северный Ледовитый океан (к Новой Земле, Шпицбергену), так и в ближние - до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи ненцев, лопарей, коми-зырян.

Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова - сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. С недуховной литературой («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф.Магницкого) и «Псалтырем» С.Полоцкого Ломоносов познакомился впервые в доме Христофора Дудина. Назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы «поступить там в ученье». Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля, в декабре 1730г. 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу. Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломоносов хотел начать свое обучение с Математической навигационной школы, которая размещалась в Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Но Ломоносову необходим был латинский язык, т.к. он считался в то время языком науки. И в январе 1731г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

В течение одного года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет.

В 1735г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами. В сентябре 1736г. вместе с Д.И.Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Г.У.Райзером его направляют для обучения химии и горному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции по теоретической химии профессора, по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. К началу 1739г. русские студенты закончили обучение в г.Марбурге, летом того же года направлены предписанием в г. Фрейбург к И. Генкелю, известному специалисту горного дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В г. Фрейбурге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения.

В июне 1741г. он прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. М.В.Ломоносов в эти годы (1741-1765) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей и т.д. В январе 1742г. М.В.Ломоносов получил звание адъюнкта. В это время он разработал проект химической лаборатории, однако руководители Академии оставили его без внимания. В 1745г. М.В.Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по физике, переводил труды зарубежных ученых по астрономии. Летом 1745г. М.В.Ломоносов становится профессором химии. С конца 1740-х М.В.Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд «Древняя Российская история». Большим событием в жизни М.В.Ломоносова стало издание в 1751г. сборника литературных произведений. В марте 1751г. М.В.Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника, что дало ему право на потомственное дворянство. М.В.Ломоносов в течение 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, учебные пособия на русском языке. М.В.Ломоносов возглавлял Географический департамент Академии наук (1758г.), руководил Академическим университетом (1760г.), разработал документы по регламентации их деятельности. М.В.Ломоносов - автор идеи и инициатор (вместе с И.И.Шуваловым) открытия университета в Москве (1755г.). В истории отечественной и мировой науки М.В.Ломоносов занял особое место, как энциклопедист. Его научные интересы чрезвычайно широки и многогранны. Основоположник силлабо-тонического стихосложения, крупнейший русский поэт XVIII в., создатель русской оды и высокого гражданского звучания поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, производство смальты, автор выдающихся мозаичных картин. Член-академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, почетный член Королевской Шведской и Болонской Академий наук. М.В.Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время. Он владел 31 языком.

С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Осенью 1739г., узнав о победе русских войск над Турцией, он написал «Оду на взятие Хотина», которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее подготовил научный трактат «Письмо о правилах русского стихотворства», где изложил идеи о реформе русского стихосложения.

Он явился создателем первой научной русской грамматики. Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Ему же принадлежит учение о трех стилях,

В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться "на природном его свойстве": "того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить". Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

Заботой о свободе выражения отмечена и реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей», суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.

Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка.

Он разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составляли простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» - церковнославянские слова и русские, «средний» - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» - героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» - драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению «высоких» жанров, что затем сказалось на развитии литературы.

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.

Предмет забот и поэтического поклонения Ломоносова - мудрая, могущественная, счастливая, процветающая и пребывающая в мире Россия. Поскольку просвещенная Россия олицетворялась им в просвещенной императрице-самодержице, то, представляя живописный портрет страны, поэт изображает ее в виде величественной и дородной женщины с атрибутами царской власти - порфирой, скипетром и венцом.

Это он отразил в своих знаменитых одах «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 гола»,

Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова.

И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Литература

  1. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.
  2. Пекарский П.П. Дополнительные известия для биографии Ломоносова академика П.Пекарского. СПб., 1865.
  3. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
  4. Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.
  5. Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
  6. Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М.Кошелева. Архангельск, 1983.
  7. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П.Карпеев. СПб, 1999.

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов. Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

М. В. Ломоносов (1711-1765), которого А. С. Пушкин назвал «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе?» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи. Ломоносов первый разработал научную, классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий. Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII века, заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.

А. X . Востоков (1781-1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

В. И. Даль (1801-1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы». Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

А. А. Потебня (1835-1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд «Из записок по русской грамматике» в 4-х томах -посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).

А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX-XX веков. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

Д. Н. Ушаков (1873-1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины ХХ века. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правиль - ного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение - основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

Одним из самых оригинальных лингвистов был А. М. Пешковский (1878-1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по - настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно - государственной машины и без которого она просто остановилась бы». Увы, этот урок Д. М. Пешковского остался не усвоен многими.

Л. В. Щерба (1880-1944) - известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами « существительное », « глагол »...Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

В. В. Виноградов (1895-1969). Имя этого вы дающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе. Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста. Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии.

Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузовском преподавании. Его этюды по истории отдельных слов составляют увлекательнейшую книгу, читать которую интересно не только специалистам - лексикологам. В. В. Виноградов принадлежит к числу выдающихся деятелей отечественного просвещения. Он преподавал во многих учебных заведениях, воспитал целое поколение русских лингвистов. Он был создателем и в течение 17 лет главным редактором журнала «Вопросы языкознания», с момента образования Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) был ее президентом. Многие зарубежные академии наук избирали В. В. Виноградова своим членом.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Назовите выдающихся русских ученых-лингвистов . И в закладках появилось готовое сочинение.

Начальный этап русского языкознания характеризуется:

1. Самобытностью исследовательской мысли

2. Широким размахом, стремлением не удовлетворяться голой фактологией, а давать фактам соответствующее объяснение

3. Неустанными творческими исканиями

4. Создание своих оригинальных теорий

Впервые сведения о русской грамматической науке относятся примерно к X-XI вв, т. е. к тому времени, когда в, русском государстве сложились достаточно развитые отношения, а культура и образованность достигли достаточно высокого уровня.

Древнейшая грамматика на славянском языке относится к X в. - это «книга святого Иоанна Дамаскина философскаа о осмих частях слова», в переводе Иоанна Экзарха Болгарского.

Важно отметить, что обилие переводов с греческого языка на славянский положило начало сравнению этих двух языков и выявлению различий того и другого.

Лексикография:

Древнейшей формой словаря является глоссарий. Глоссарий - это азбуковник, алфавиты иностранных речей, объяснявшие значение церковнославянских книг. Известно несколько таких глоссариев: 1282 г объясняет новгородскую кормчую, печатный словарь 15** "Лексис" Лаврентий Зизаний; 1596 г Павел Беренды "Лексикон....".

К 16му веку устаревшие формы выражения мысли особенно ощущались, и возникала необходимость в новых переводах литературы, активный интерес к семантике разных языков. Все это способствовало развитию в 17 веке азбуковника.

Цель азбуковников – способствовать пониманию многовекового фонда читаемой лит-ры и их переводам; содействовать сохранению самой книжности.

Азбуковники отразили духовные запросы русской книжности за 5,5 веков, став заметным этапом в развитии рус мысли. Лексикографы юго-западной Руси стремились защитить литературный язык славян от нападок католиков, которые стремились принизить культурно-историческую роль зарождающегося языка. Таким образом, целью азбуковников было способствовать пониманию многовекового фонда читаемой литературы, а также содействовать сохранению древней книжности. Наибольшее количество азбуковников фиксируется в 17 веке. Всего известно 98 списков словарей.

Как правило, в азбуковнике было 3 типа статей : грамматические статьи; словарный свод с азбучным расположением слов; статьи, не связаные с языкознанием. Все это было важно и представляло собой комплекс языковедческой мысли. Писались полууставом или скорописью.

Характеристика азбуковника:

1. Большинству присуще религиозность. Старший пласт образует толкование к текстам писания. Но им и свойственны элементы светского писания.

2. Раскрытие содержания иноязычных слов.

3. Анонимность азбуковников, ибо составлялись монахами.

4. Большая текучесть текстов. Ибо каждый из собирателей глосс пользовался своим набором рукописей.

5. Возникли в результате объединительной компетенции (компелятивность)

6. Энциклопедизм азбуковника - многоаспектность; среднее между толковыми, этимологическими и энциклопедическими словарями.

В 17 веке интерес к источникам, изображающим живую речь, ибо стали составляться для слоя горожан. Более широкий энциклопедизм, включения наименования богов, географических названий.

1789-94 г Словарь Академии Российской . Первый словарь, с которого началась история. Державин, Фонвизин, Богданович, Княжнин участвовали в составлении словаря.

Первые русские грамматики:

1. Е. Лудольф "Русская грамматика " 1696г, писалась по латыни. Но Лудольф каждую страницу снабжал немецким переводом. Прекрасно был осведомлен о лингвистической позиции, уделил несколько страниц об отношениями между языками.

Грамматики имели прагматическую особенность - познакомить с языковой ситуацией в Руси.

"То, что говорится - русское; то, что пишется - церковнославянское. Но знание церковнославянского характеризует образованного человека". Вся терминология дана из церковно-славянского языка. Категорию вида не принимает. Грамматика содержала разговорник, чтобы иностранцы могли общаться с русскими. 5 тем посвящено жизни, диалог на религиозно-моральные темы, словарь естественных предметов. Книга кончается приложением: минералы, животные, растения, люди.

Лудольфом были выделены специфические черты русского языка (полногласие, начальное о вместо е, отсутствие второй палатализации, ч вместо щ, отсутствие аориста). « То, что говорится - русское, то, что пишется - церковнославянское»; Лудольф понимает механизм образования глаголов, дает морфологические основания их классификации в первоначальной и производной форме.

2. Илья Копьевич 1706г "Введение в русскую грамматику..."

Образцы русского и церковно-славянского текстов. За предисловием следует список из русских слов, обозначающих древнерусских предметов, плюс немецко-латинские переводы. Начинается правилам употребления родовых окончаний и падежных парадигм, артикль. Раздел глагола беден. В конце приложен указатель-послесловие "Плоды моих ночных размышлений": произношение "г". Базируется на грамматике Смотрицкого, всего 80 стр. У него есть диалоги, но они искусственные.

3. Грамматика "Начало и основания русской грамматики ". В. Адодуров - составитель.

Эта грамматика была написана на немецком языке для иностранцев, изучающих русский язык.

Отдается приоритет не церковнославянским формам, а русским – так Адодуров пытался уничтожить старую традицию. В составе книги имелся краткий очерк фонетики, характеристики произношения (подробно останавливается на произношении г). Обращает внимание на употрбление существительных с род п. В области морфологии обращает особое внимание на морфологические черты в женском склонении типа вода. Рассматривая прилагательные, говорит о необходимости в русском языке форм сравнения.Глагол Адодуровым рассмотрен кратко. Обращается к вопросу вида глагола. Уточняет частицу "бы».

4. Геринг "Российская грамматика " 1750г.

Гренинг большее внимание сосредоточил на разделах орфографии и фонетики.

Согласные звуки различались на голосовые и безголосые. Гренинг был осведомлен в ассимиляции по глухости-звонкости, говорил о несоответствии произношения орфографии. Им были детально изучены чередования согласных. Большое внимание уделяется слогоразделу, орфоэпии.

Первая часть книги, хотя и посвящена вопросам орфографии, рисует картину русской фонологии. Вторая часть относится к области морфологии. Она менее оригинальна и следует Адодурову, хотя располагает большим количеством примеров.

Интересуется фонетической стороной языка, орфография. Считал многие буквы излишними. Звук между к и г обозначать как h. Отметил чередования. Говорил об ударении. Списки сокращений в основном из религиозной сферы. Грамматика показывает вопросы орфографии и рисует как выглядит русская фонология в то время.

М.В. Ломоносов. «Российская грамматика» (1755)

Неоднократно подчеркивает отражение действительности в языке. Стремился представить природу как постоянно изменяющуюся –> эту идею исторического развития он переносит и на язык.

РГ стала не только пособием, по которому училось несколько поколений русских людей, но явилась источником целого ряда грамматик 18 -19 вв., и в том числе РГ 1802 г., изданной Академией наук.

Нормативный характер; закрепляет живые нормы словоупотребления, отметает устаревшие формы и категории. Основной вопрос философского языкознания – о связи языка и мышления.

Состоит из 6 частей (наставлений).

1. «О человеческом слове вообще»: учение о звуковом строе русской речи, о соотношении произношения и написания, сопоставления «букв российских» и «букв чужестранных» для обозначения согласных звуков; о слогах слова, о частях речи.

две основные части речи: имя и глагол. Кроме того, им выделены местоимения, причастия, наречия, предлоги, союзы, междометия – «осмь частей знаменательных».

2. «О чтении и правописании российском» : о произношении букв российских, о слогоделении, «о знаках», «о правописании».

3. «О имени»: подробные сведения о морфологических, семантических и словообразовательных свойствах сущ., прил. и числительных.

соответствие между родовыми классами (четыре: мужеский, женский, средний и общий) и формой существительных.

4. «О глаголе» – специфика формо- и словообразования, семантике и функционированию форм. Три наклонения: изъявительное, повелительное и «неокончательное» (инфинитив).

Десять временных форм: наст., 6 прошед., 3 буд. Шесть залогов: действительный, страдательный, возвратный, взаимный, средний, общий.

5. «О вспомогательных или служебных частях слова» – местоим., нар., предлоги, союзы; предлагаются их классификации. Особенности причастий.

6. «О сочинении» частей слова» – вопросы синтаксической сочетаемости ЧР.

В «РГ» Ломоносова сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка: формальный, функциональный и стилистический - в их органическом взаимодействии; этим определилось развитие русской грамматической мысли на много десятилетий вперед.

Большое внимание Ломоносов уделял и вопросам сравнительно-исторического языкознания: «письмо о сходстве и переменах языков», «о сродных языках российскому, о нынешних диалектах», собрал «речи разных языков, между собой сходные».

В черновых материалах к «РГ» говорит о языках «сродственных», куда относит языки русский, греческий, латинские, немецкие и подтверждает их родство этимологически надежным сравнением обозначения числительных от одного до десяти, и языках «несродственных», включающих в себя языки финские, мексиканские, готтентотские и китайские. Он четко устанавливает семью славянских языков (от славянского языка произошли: российский, польский, болгарский, сербский, чешский, словацкие ц вендский) и предугадывает деление их на юго-восточную и северо-западную группы, отмечая большое сходство русского языка с языками живущих за Дунаем народов «словенского происхождения».

Он отличал древнерусский язык от старославянского, указывая на договоры князей с греками, «Русскую правду» и прочие исторические книги как на памятники русские, а не славянские.

Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

1) (1711 - 1765); - гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755); Этот великий русский ученый стоит у истоков отечественного языкознания . Его изыскания в области лексикологии, научные труды по теории стилей литературного языка легли в основу первого академического толкового словаря. Вы можете назвать имя этого ученого? (Михаил Васильевич Ломоносов)

2) ., настоящая фамилия – Остенек (1781 – 1864); - блестящий исследователь русского языка , автор учебных книг по русскому языку «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831) и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831); первым применил сравнительно – исторический метод знания к материалу славянских языков и стал первооткрывателем фонетической природы старославянских букв «юсы», «ер», и «ерь».

3) (1801 - 1872); - морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

4) (1812 – 1893); - известный русский филолог, впервые обобщивший и сформулировавший правила русского письма в книге «Русское правописание» (1885);

5) (1864 - 1920); - великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927); Знаменитый языковед стал самым молодым академиком в истории русской филологии. Он получил это ученое звание в 35 лет. Широк спектр его научных интересов: история русского языка, диалектология, славистика (т. е. сравнительное изучение славянских языков) и т. д. Во 2-й половине XIX века Российская Академия наук готовила к изданию новый толковый словарь русского языка. В 1895 году редактором словаря стал этот молодой ученый. Он решил создать не словарь литературного языка, а словарь русского языка вообще, тезаурус, поэтому в него входили и областная лексика, и устаревшие слова. Ранняя смерть помешала языковеду довести дело до конца, словарь остался незавершенным. О каком знаменитом лингвисте шла речь? ()

6) (1878 - 1933); - выдающийся учный-лингвист, автор монографии «Русский синтаксис в научном освещении» (1914);

8) (1880 – 1944); - известный русский советский языковед, ученик де Куртенэ, фонолог и фонетист, автор многочисленных работ по фонетике и орфоэпии , создатель ленинградской фонологической школы. Огромна заслуга этого языковеда в теории и практике отечественной лексикографии. В 1940 году была напечатана его статья «Опыт общей теории лексикографии», которая вошла в золотой фонд русской лингвистики, потому что в ней впервые дана характеристика разных типов словарей, четко разграничены энциклопедические и лингвистические словари, убедительно доказано, что толковый словарь должен содержать лишь те сведения о значениях слова, которые известны обычному носителю языка. Назовите имя этого выдающегося русского лингвиста. (Лев Владимирович Щерба)

9) (1895 - 1969); - блестящий советский филолог, ученик и, автор более 250 работ, центральное место среди которых занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове»; Этот знаменитый русский ученый внес огромный вклад не только в развитие языкознания, но и в теорию литературы. Его выдающиеся заслуги оценены по достоинству: он был профессором Московского и Ленинградского университетов, в 50–60-е годы XX века возглавлял Институт языкознания АН СССР и Институт русского языка АН СССР. Многие зарубежные академии избирали его своим почетным членом: болгарская, польская, датская, французская и другие.
Этот ученый являлся членом редакционной коллегии многих академических словарей, но главная его заслуга в том, что он руководил работой по составлению «Словаря языка » – первого в русской лексикографии словаря языка отдельного писателя. Кто этот замечательный ученый-лингвист и литературовед? (Виктор Владимирович Виноградов)

10) (1902 - 1982).- выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с словарь-справочник «Русское литературное произношение».

11) Розенталь Дитмар Эльяшевич (1900-1994) - советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку. Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 года), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи , стилистике, правописанию, лингводидактике.

12) Академик Измаил Иванович Срезневский работал в области истории и диалектологии русского языка, был большим знатоком древнерусской литературы . Он автор необыкновенного словаря, благодаря которому русский язык предстает перед нами в его историческом развитии. Знаком ли вам этот словарь? («Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», 1893–1903 гг.)

13) Этот ученый отрицательно относился к заимствованным словам и считал, что литературный язык должен основываться на народном языке. По его мнению, в языке нет плохих и хороших слов, все они имеют право на существование, если употребляются в народе. По созданному им словарю можно изучать диалекты русского языка, знакомиться с профессиональной и жаргонной лексикой, словами различных ремесел, сельского хозяйства и так далее. Назовите этого ученого и его словарь. (. «Толковый словарь живого великорусского языка»)

14) Известный русский лингвист поражал современников благородством своей души, разнообразием интересов: он был великолепным педагогом, хорошим художником и настоящим ученым, много сделавшим для развития отечественного языкознания. Его ученики утверждали, что к нему «можно применить то, что говорят о немецком поэте Гете его биографы – самое лучшее из всего того, что он сделал, это его собственная жизнь».
Благодаря этому ученому, еще в 30-х годах XX века учащиеся школ получили «Орфографический словарь», но известнее в нашей стране другой его словарь, ныне несколько устаревший, но наиболее полно отражающий изменения в русском языке после Октябрьской революции 1917 года, в 20–30-х годах XX века. О каком ученом и каком словаре идет речь? (Дмитрий Николаевич Ушаков. «Толковый словарь русского языка» в 4-х томах; 1934–1940 гг.; 85289 слов)

15) Кропотливая работа по составлению словаря требует от лексикографа физической выносливости, собранности, аккуратности. Воспитать в себе эти качества помогает спорт. Ученый, о котором сейчас идет речь, свободное время отдавал гимнастике, конному спорту, футболу. А трудолюбие этого человека было образцом для всех окружающих.
Величайшая заслуга ученого – в создании однотомного толкового словаря, продолжающего традиции его учителя. Сейчас этот «Словарь русского языка» самый популярный среди толковых, переиздается чуть ли не каждый год и в народе носит имя своего автора. Назовите это имя. (Сергей Иванович Ожегов)

16) Толковый словарь, безусловно, замечательный справочник по русской лексике: достаточно объемный по словнику, удобный для пользования. Именно поэтому после смерти автора было решено продолжить систематическое переиздание словаря с дополнениями и исправлениями: ведь язык, как и жизнь, не стоит на месте, он развивается, изменяется. Работу над словарем возглавила коллега, сотрудничавшая с ним долгие годы. Известно ли вам ее имя? ()