Про психологию. Учения и методики

Характеристика человека с адекватной самооценкой. Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка! Понятие самооценки в психологии

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • , самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет - будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

    Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления . Чем сильнее прокачан и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

    Кстати, о комплиментах . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

    Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

    Учитесь создавать себе хорошее , улыбаться и хвалить себя по любому поводу . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

    Прощайте себя за ошибки, их совершают все . От чувства вины нужно избавляться, это , направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Время на чтение: 3 мин

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Виды самооценки

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценкой, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существует нормальная самооценка, то есть адекватная, низкая и завышенная, то есть неадекватная. Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкая степень самооценки способна только блокировать решительность, уверенность, а завышенная – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. , как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

Всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

Их легко понять;

Они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

Признают собственные достижения;

Относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьёзно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

Рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, даёт силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

Все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов , принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как , самооценка, и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Ниже описаны наиболее популярные методики диагностики самооценки.

Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест, предложенный Т.Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как , ригидность, тревожность, . Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование различных сторон самооценивания проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент. Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях. Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении. Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа. Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы. Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников. Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя. Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя. Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков. Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Установка – это своеобразная готовность индивида к свершению действий определенным образом, то есть она предшествует всякой деятельности, поведенческим реакциям и даже мыслям.

Субъект с негативной установкой о самом себе, любое свое качество или победу будет истолковывать с невыгодной позиции для себя. Он будет считать в случае своих побед, что ему просто повезло, что победа не является результатам его работы. Такой индивид просто не способен замечать и воспринимать собственные положительные черты и качества, что ведет к нарушению адаптации в социуме. Так как социум оценивает индивида по его поведению, а не только в соответствии с его поступками и действиями.

Индивид с позитивной установкой будет обладать устойчивой высокой самооценкой. Любые собственные неудачи такой субъект будет воспринимать в качестве тактического отступления.

В заключение следует отметить, что ключевые этапы развития самооценки, как утверждают многие психологи, индивид проходит в детском возрастном периоде, поэтому основополагающую роль для образования адекватного уровня самооценки все же играет семья и сложившиеся отношения в ней. Индивиды, семьи которых основаны на взаимопонимании и поддержке в жизни становятся более удачливыми, адекватными, самостоятельными, успешными и целеустремленными. Однако наряду с этим для формирования адекватного уровня самооценки необходимы надлежащие условия, к которым относят взаимоотношения в школьном коллективе и в среде ровесников, удачи в институтской жизни и др. Также в формировании самооценки не последнюю роль играет и наследственность индивидуума.

Адекватная самооценка

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть . Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами. Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно : безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень .

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд. Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой. Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик. Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? " Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они" . Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье , когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть ". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель , которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом" . Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

Самооценка - это значимость, которой человек наделяет свою личность целиком или какие-либо ее стороны. Она основывается на мнении окружающих и результатах собственной деятельности.

Зачем нужно оценивать себя?

Это помогает развить личность. Функции самооценки следующие:

  1. Регуляторная. Помогает в принятии решений.
  2. Защитная. Обеспечивает стабильность и независимость личностных границ.
  3. Развивающая. Стимулирует человека расширять кругозор, получать новые знания и навыки.
  4. Сигнальная. Помогает оценить адекватность своих поступков.
  5. Эмоциональная. Позволяет человеку быть удовлетворенным самим собой.
  6. Адаптационная. Помогает найти свое место в мире.
  7. Прогностическая. Отвечает за активность, когда человек начинает новую деятельность.
  8. Корригирующая. Позволяет осуществлять самоконтроль в процессе выполнения какой-либо работы.
  9. Ретроспективная. Помогает адекватно оценить деятельность на заключительном этапе.
  10. Мотивирующая. Побуждает к действию для того, чтобы быть довольным собой, ощутить гордость.
  11. Терминальная. Дает возможность остановить деятельность, если в процессе возникло недовольство собой.

Определение самооценки подразумевает то, что она является основой для мироощущения человека. Она отражает степень удовлетворенности своими действиями. Поэтому завышенная или заниженная самооценка препятствует адекватному восприятию происходящего.

Мифы о самооценке

Это понятие у всех на слуху, однако не все знают, как именно должен воспринимать себя человек для комфортной жизни. В связи с чем возникли такие стереотипы:

  1. Формирование самооценки происходит только исходя из мнения о человеке других людей. Это справедливо только для детей. С возрастом главным, хоть и не единственным, критерием собственной успешности становится личный опыт.
  2. Человек с нормальной самооценкой всегда может правильно воспринимать остальных. Неадекватное представление о себе ведет к такому же отношению к другим. К сожалению, в обратную сторону правило срабатывает далеко не всегда.
  3. Чем выше самооценка, тем лучше. Это справедливо только в том случае, если человек является действительно очень успешным, т.е. он воспринимает себя адекватно. В ином случае это будет препятствовать его развитию и усложнит коммуникацию с другими людьми .
  4. Мужская самооценка зависит от количества партнеров в интимной жизни. В действительности такое положение вещей является лишь следствием неадекватного самовосприятия. Ведь количество партнеров далеко не всегда свидетельствует о каких-либо притягательных свойствах личности. Наоборот, часто именно успехами в интимной жизни как мужчины, так и женщины пытаются компенсировать неуверенность в себе.
  5. Самооценка должна быть стабильной. Это мешает развитию личности. Нормальное восприятие себя должно быть гибким и корректироваться в связи с изменением критериев оценки или из-за других существенных факторов.
  6. Женская самооценка не должна быть высокой, потому что девушку красит скромность. Это еще один довольно распространенный стереотип. Скромность - черта характера, которая может присутствовать как при высокой, так и при низкой самооценке.
  7. Сформированное в детстве восприятие себя изменить нельзя. Представления, заложенные в юном возрасте, очень сложно скорректировать. Однако это возможно. Более того, формирование адекватной самооценки обычно происходит именно во взрослом возрасте. При этом оно основывается на личном опыте человека.
  8. Завышенная и заниженная самооценки одинаково плохи. В действительности самоуверенный человек имеет больше внутренних ресурсов достичь желаемого. Это не означает, что не надо стремиться к адекватному восприятию себя. Ведь роль самооценки в жизни человека заключается в возможности выбрать занятие по своим силам и способностям, а также контролировать личностный рост.

Типы и уровни

Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:

  • в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
  • по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
  • в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.

В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:

  • заниженная;
  • средняя (нормальная, адекватная);
  • завышенная.

Оптимальная самооценка человека - достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.

Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).

Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.

Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими . Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.

Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором - преувеличивать свои недостатки.

Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.

Откуда берется неуверенность в себе?

Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.

Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.

Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.

Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».

Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.

Исследования и тесты

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются главными составляющими успешности. У людей, которые обладают этими качествами, есть следующие общие черты:

  • умение заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • признание собственных достижений;
  • способность идти на компромисс;
  • умение извлекать уроки из неудач;
  • такие люди не откладывают дела на потом, а выполняют их по мере необходимости.

Современная наука все чаще поднимает вопросы, связанные с характеристиками самооценки, проблемой постоянства личности и самоуважения. Поскольку эти понятия являются неоднозначными, успех их изучения зависит от совершенства используемых тестов и методов исследования.

Например, с помощью величины рангового соотношения можно сравнить желаемые черты испытуемого с реальными. Существенным плюсом метода является то, что формула самооценки вычисляется субъектом самостоятельно, при этом он не сообщает исследователю информацию о представлениях о себе.

Очень часто самооценка психических состояний измеряется с помощью теста Кеттелла. Опросник направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из них формирует несколько свойств, соединенных какой-либо ключевой особенностью. Структура самооценки находится в норме, если показатель фактора MD имеет среднее значение. Существует 4 варианта теста: 2 по 187 вопросов и 2 по 105.

Самооценка эмоциональных состояний у взрослых определяется по методике А. Уэсманн. Тест состоит из 4 блоков по 10 вопросов. С его помощью можно установить уровень тревожности, энергичности, подавленности и уверенности в себе.

Методика В. Щур помогает выявить особенности развития самооценки у детей. Она имеет 2 способа проведения: групповой и индивидуальный. В первом случае представляется возможным определить, на каком уровне находится развитие самооценки у нескольких детей одновременно. Во втором - выявить причины неуверенности ребенка в своих силах. Этот тест родители могут провести самостоятельно, воспользовавшись следующей инструкцией:

  1. На листе бумаги нарисовать 7 ступеней.
  2. Объяснить ребенку, что чем выше на лестнице находятся люди, тем они лучше, умнее и красивее, чем ниже - тем хуже.
  3. Спросить, на какой ступени находится он, на какой хотел бы находиться и на какую его поставили бы родители.
  4. В ходе задания необходимо следить за тем, насколько уверенно ребенок делает свой выбор и чем его аргументирует. Если малыш не объясняет, почему предпочел ту или иную ступень, нужно задать ему наводящий вопрос.

Если ребенок ставит себя на 2-3 ступень и аргументирует выбор реальными достижениями, а не словами родителей, то у него адекватная самооценка. В любом другом случае родителям есть о чем задуматься.

Метод А. В. Захарова похож на предыдущий. Разница в том, что вместо лестницы ребенку предлагается горизонтальный ряд из 8 кругов.

Методика анализа по Будасси дает возможность определить характеристики самооценки конкретного индивида (степень и адекватность). Она основана на двух принципах:

  • сопоставление представлений человека о самом себе с объективными показателями его деятельности;
  • сравнение себя с остальными.

Исследование по Дембо-Рубинштейн

Этот метод самооценки подходит как для тестирования детей и подростков, так и для взрослых людей. Испытуемому показывают 4 шкалы: физическое состояние, ум, характер и счастье, где 1 - максимальное значение (полностью здоровый), 9 - минимальное (больной). Человек должен оценить свой уровень по каждому из этих параметров.

  1. Чего не хватает для полного счастья?
  2. Что нужно изменить, чтобы оказаться на первом месте шкалы?
  3. Какие люди абсолютно счастливы и почему?
  4. Кто является самым несчастным и из-за чего?

Если оценка испытуемого по этой шкале была низкой (7-9) или высокой (1-2), то необходимо уточнить, из-за кого сложилась такая ситуация? Далее переходят к обсуждению других показателей.

Такая методика определения самооценки позволяет установить сферу, в которой человек чувствует себя максимально дискомфортно. Люди, адекватно воспринимающие себя, обычно отмечают 4-5 ступеней.

Существуют модифицированные методики самооценки личности по Дембо-Рубинштейн. Например А.М.Прихожан предлагает, помимо основных шкал, использовать 4 дополнительных:

  • авторитет среди окружающих;
  • способность создавать что-либо своими руками;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

Способы поднять самооценку

Есть 2 метода повысить мнение о самом себе:

  • добиться достижений в какой-либо сфере жизни;
  • создать телесный корсет успешности.

В первом случае нужно проявить усердие и терпение, так как результат будет ощутим после нескольких побед над собой. При втором способе формирование самооценки происходит на подсознательном уровне. Гордая осанка, неторопливые движения и уверенная походка способны за довольно короткий срок изменить мироощущения человека. Важно постоянно следить за положением своего тела и голосом. Для длительного результата нужно задействовать оба способа.

Существует категория людей, которые чаще остальных страдают от неуверенности в себе. Любые попытки помочь им, поддержать оборачиваются крахом. Это происходит из-за желания находиться в состоянии жертвы. Данная роль дает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Но дело в том, что это всего лишь иллюзия, идущая из детства. Ребенку достаточно показать матери, что у него что-то не выходит, что он слаб и беспомощен, чтобы получить сопереживание и любовь. Но взрослый человек всегда сам за себя в ответе.

Чтобы перестать играть роль жертвы и тем самым поднять уровень самооценки, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перестраиваться на позитив.
  2. Отзываться об окружающих хорошо и делать им комплименты.
  3. Следить за своей речью. Избегать негативных слов в свой адрес, даже в шутку. Также нужно вычеркнуть из лексикона фразы с негативными предсказаниями, например «ничего не получится».
  4. Стараться обращать внимание на моменты, когда приходится делать какой-либо выбор. Это поможет осознать полную ответственность за свою жизнь.

Уже через месяц уровень самооценки заметно вырастет, человек перестанет примерять на себя роль жертвы. Однако никто не застрахован от ситуативных сбоев. У всех когда-то опускаются руки, заканчивается энергия для поддержания уверенности в себе. Что делать в таком случае? Иногда для нормализации ситуации достаточно всего одной маленькой победы, после которой возвращается вера в свои силы и вкус к жизни. В более сложной ситуации понадобится достижение покрупнее. Также очень важно окружить себя людьми, которые в трудную минуту найдут правильные слова для поддержки.

Упражнения для приобретения уверенности

Понятие самооценки в психологии носит субъективный характер. Часто то, как видят человека другие и он сам, очень сильно отличается. Залог успешной работы над уверенностью в себе - правильная установка. Не стоит зацикливаться на подготовке к приобретению уверенности. Если есть ощущения, что видение себя не является адекватным, стоит постараться сразу исправить ситуацию.

Существует несколько правил, следуя которым, можно обрести уверенность в себе, а значит, и повысить самооценку. Вот они:

  1. Не стоит воздействовать на наиболее уязвимые стороны личности. Это только усугубит подавленное состояние. Вместо этого лучше сосредоточиться на совершенствовании имеющихся навыков. Ощущение собственного мастерства принесет позитивные эмоции (гордость, радость), которые станут ресурсом для достижений в других областях.
  2. Нельзя недооценивать роль родных людей. Разговор с ними часто помогает по-другому посмотреть на свои способности. Не стоит спрашивать у близких про свои слабые стороны, лучше узнать, какие черты они считают сильными. Ответы лучше всего записать, чтобы в нужный момент они могли послужить дополнительной поддержкой. Таким образом нередко можно узнать о своих положительных качествах, о наличии которых ранее не задумывались.
  3. Оценивать собственные поступки объективно, но при этом не ругать себя за промахи. Нельзя отрицать очевидное, акцентируя внимание только на положительных сторонах происходящего. Важно изменить привычный шаблон мышления. Наличие недостаточного количества способностей или знаний для чего-либо не является причиной заниматься самоуничижением. Так человек рискует навсегда остаться на прежнем уровне. Нужно позволить себе быть неидеальным. Это поможет перенаправить энергию от самобичевания к личностному росту.
  4. Периодически нужно записывать в блокнот те обстоятельства повседневной жизни, которые провоцируют чувство слабости, беспомощности и неуверенности. Далее следует найти причину, из-за чего так происходит. Рядом нужно составить список из тех моментов, которые приносят удовлетворение и счастье. Определившись с причиной положительных эмоций, следует перечитать обе записи и сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение помогает перейти от глобального неверия в себя к осознанию того, что существуют отдельные проблемы, которые требую решения.
  5. Цели должны быть реалистичными. Перфекционизм - это не удел амбициозных людей. Это фактор, мешающий на пути к достижению цели. Люди, склонные к перфекционизму, лишают себя права на ошибку, что приводит их к страданиям от малейшей неудачи. Нередко именно неспособность выполнить начатое идеально приводит к отказу от задуманного. Кроме этого, перфекционизм способствует тому, что любая неудача негативно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности в своих силах.
  6. Проводить четкие границы между конкретными, временными и недостижимыми целями. Не нужно забывать, что большой путь начинается с маленького шага. Поэтому не стоит пренебрегать незначительными целями. Ведь именно они в результате помогут выполнить задачи, которые ранее казались неосуществимыми.

Сомневаясь в себе или переоценивая, человек теряет время и ресурсы для развития личного потенциала. Любые виды самооценки, кроме адекватной, угнетают как морально, так и физически: появляется повышенная утомляемость, чувство беспомощности или ощущение враждебности мира. В итоге даже обычные дела кажутся невыполнимыми. Нормализация самооценки - это не вопрос силы воли. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть свои установки и ориентиры.