Про психологию. Учения и методики

В чем состоит новый образовательный результат. Фгос нового поколения о требованиях к результатам обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Общие подходы к пониманию образовательных результатов

Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста , повышения эффективности и конкурентоспособности реальных секторов экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства .

Кроме того, необходимость модернизации системы образования обуславливается тем, что сегодня она не только не в состоянии обеспечить кадровую базу развития экономики, но и поддерживать существующей уровень экономического развития.

Новые требования к c пециалисту включают его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию .

В связи с вышесказанным меняется и «портрет выпускника» каждой из ступеней общего образования.

«Портрет выпускника начальной школы»):

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы »:

Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

«Портрет выпускника школы»:

Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

Владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Перечисленные качества выпускников школы помогут им стать успешными людьми адаптироваться в современном мире.

Кроме того, перечисленные качества выпускников являются по сути обобщенными образовательными результатами.

Что же такое образовательный результат?

Образовательный результат – это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами.

Образовательные результаты выполняют функции:

Нормативной базы образовательного процесса;

Основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплектов (УМК) и, следовательно, содержания учебного предмета или образовательной области;

Основы итоговой аттестации учащихся;

Основы аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения.

Другими словами, именно образовательные результаты являются основной для отбора образовательных ресурсов (учебников, технологий, оборудования и пр.), необходимых для их достижения.

Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):

а) личностные результаты , включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

б) метапредметные результаты , объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

в) предметные результаты , отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Виды образовательных результатов

Таким образом, в Законе указаны следующиевиды образовательных результатов:

Ценностные установки;

Компетенции.

К перечисленным результатам следуют добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».

Прочтение этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, понятны способы их достижения и способы измерения.

Другие результаты (деятельностные) – универсальные учебные действия, компетенции – как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.

Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов.

Таблица. Виды и сущность образовательных результатов

Вид образовательного результата

Сущность

Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

По своей сути, знания – это информированность .

Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия .

Умения, доведенные до автоматизма . Достигается путем многократного повторения действий.

Итог взаимодействия человека с объективным миром.

Ценностные установки

Включают информированность и практический опыт.

Универсальные учебные действия

Освоенные компоненты учебной деятельности , которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

Компетенции

Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем .

Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание - узнавание, знание - воспроизведение, знание - понимание, знание – применение (близко к умениям, знание - автоматические действия (близко к навыкам), знания - отношение и знание - потребность (близко к ценностным установкам).

    Требования к формулировке образовательных результатов

Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:

- однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.

- конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

- завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

- диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучаемыми указанного результата,

- прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.

Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами .

Таблица. Примеры формулировок образовательных результатов

Некорректная формулировка

Комментарии

Корректная формулировка

Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности (личностный результат)

Эта формулировка не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Попытаемся выразить результат через общепринятые виды образовательных результатов.

Знает (информирован):

Дает моральную оценку поступкам людей в жизненных ситуациях, основываясь на нормах, характерных для различных эпох (культур).

Высказывает мнения относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов.

Получил и проанализировал опыт:

Обсуждения и установления норм классного общежития,

Проведение опросов и наблюдения по выявлению и обобщению ценностей и ритуалов произвольно избранных социальных групп

Объяснения моральных и (или) нравственные оснований собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях)

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, позитивная моральная самооценка, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

(образовательный результат?)

Это не образовательный результат, а психологические новообразования, которые не диагностируются педагогическими средствами.

Читает географические карты (предметный результат по географии)

Эта формулировка также не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому снова не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Умеет :

    определять значения условных знаков, используя легенду карты;

    определять местонахождение объекта на карте с помощью географических координат;

    определять расстояние между географическими объектами на карте, применяя различные виды масштаба (численный, именованный, линейный);

Ориентироваться на местности, используя линии градусной сети;

Cоставлять описание географических объектов по географической карте.

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

(предметный результат по русскому языку)

Неоднозначно, некорректно, непрозрачною

Знает:

    функции языка: коммуникативную, информативную, культурологическую, владеет сведениями о лингвистике как науке, изучающей разделы русского языка.

Умеет :

    демонстрирует знания грамматических категорий языка;

    объясняет взаимосвязь уровней и единиц русского языка: слово - словосочетание - предложение - текст.

    Предметные результаты и уровни их достижения

При планировании предметных результатов необходимо выделять единицу содержания (результат, который проверяется одним тестовым заданием) и (или) уровень освоения предметного результата.

При планировании уровня освоения предметных (знаниевых) результатов удобно пользоваться таксономией целей-результатов (по Б. Блуму).

Таблица. Матрица уровней достижения образовательных

(знаниевых, предметных) результатов (по Б. Блуму)

Воспроизведение

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

Применение

Выполняя задание, обучающийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, обучающийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам

сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, обучающийся:

делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям

строит схему, алгоритм действия

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

Оценка

Выполняя задание, обучающийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы

Примеры формулировок предметных результатов.

    Формулирует признаки равенства треугольников (уровень - воспроизведение).

    Составляет простой план изложения, сочинения (применение).

Изучите список образовательных результатов, расположенный ниже.

Определите, на каком уровне освоения содержания сформулирован каждый из результатов.

Заполните Бланк 1 (для ступени начального общего образования) или Бланк 2 (для степени основного общего образования).

Результат

Воспроизводит определение понятий главные и второстепенные члены предложения, основа, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение

Выделяет основу в простом предложении

Разбирает словосочетание по схеме (определяет главное и зависимое слова, ставит вопрос)

Составляет схему простого предложения

Разбирает простое предложение по составу

Упорядочивать числа от нуля до миллиона

Распознавать и называть геометрические тела

(куб, шар)

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им

НЕ НУЖНО .

Образовательный результат

Уровень достижения образовательного результата

называет факторы среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на кровеносную систему

(биология, 8 класс)

создает системы из простых механизмов для решения поставленной задачи (например, получение выигрыша в силе, изменение направления действия силы)

(физика, 9 класс)

перечисляет детали, с помощью которых созданы образы Грушницкого, […]

(литература, 9 класс)

объясняет причины медленного перехода сельского хозяйства на капиталистические отношения в России 60-70-х гг. XIX в.

(история, 9 класс)

находит площадь треугольника, пользуясь формулой Герона

(математика, 8 класс)

оценивает произвольно заданные изменения в производственных технологиях с точки зрения социального прогресса

(обществознание, 10 класс)

указывает на рисунке плечо силы

(физика, 9 класс)

описывает путешествие с соединением в тексте повествования, описания места и описания предмета

(русский язык, 6 класс)

различает насыщенные и ненасыщенные растворы

(химия, 8 класс)

дает оценку международного положения России в эпоху царствования Александра I

(история, 9 класс)

Примечание. Заполненный бланк высылать на проверку НЕ НУЖНО .

  1. Памятка по планированию образовательных результатов

(использованы материалы семинара «Проектирование и оценка результатов освоения основной образовательной программы начального/основного общего образования», авт. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, г. Самара)

    Определите вид образовательного результата (знание, умение, навык, опыт, универсальные учебные действия, компетенции).

    Если перед вами знание,

то можно выделить единицу содержания, которая должна быть усвоена на соответствующем году обучения (если результат представляет собой несколько легко вычленяемых единиц содержания),

или запланировать освоение единиц(-ы) содержания на одном из уровней, предшествующих уровню конечного результата ООП.

    Если перед вами освоенная операция (общеучебное или надпредметное умение),

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов получение соответствующего знания,

или запланировать формирование умения на определенном содержании,

или запланировать опыт по переносу умения на другое содержание (выполнение операции в условиях, отличных от условий ее формирования).

    Если перед вами полученный опыт деятельности ,

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов конкретные ситуации, в которых обучающийся будет получать этот опыт,

    Если перед вами освоенный способ деятельности (ключевая компетентность или аспект ключевой компетентности),

то можно запланировать в качестве промежуточного результата формирование этой компетентности в указанном аспекте на уровне, предшествующем уровню требований к деятельности выпускников основной ступени (это даже необходимо, если с данным обучающимся на начальной ступени не проводилась работа по формированию ключевых компетентностей, т.е. он обучался по программам старого поколения),

или запланировать освоение отдельных операций, являющихся ресурсом данного способа деятельности,

или запланировать получение и анализ учащимся опыт применения универсального способа деятельности к определенному классу задач и/или объектов воздействия.

Задание для самостоятельной работы

Внимательно прочитайте текст 1 «Требования к планированию образовательных результатов». Рассмотрите примеры формулировок, приведенных в таблице.

Проанализируйте примеры формулировок образовательных результатов и занесите результаты в таблицу, сделав отметку в одном из следующих столбцов:

«а» содержит формулировку образовательного результата, не требующую уточнения,

«б» содержит формулировку образовательного результата, требующую уточнения,

«в» содержит формулировку, не отвечающую требованиям к формулировке образовательного результата.

Переформулируйте образовательные результаты, попавшие в категорию «б». Впишите исправленный вариант формулировки в последний столбец.

измененная формулировка

1. Обучающийся получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления

2. Обучающийся демонстрирует умение сравнивать предметы по разным признакам: длине, массе, вместимости

3. Обучающийся развивает представления о числе и роли вычислений в человеческой практике

4. Обучающийся умеет пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира

5. Обучающийся применяет свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни

6. Обучающийся должен быть готов применять формально-оперативные алгебраические умения

7. Обучающийся демонстрирует умение осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

8. Обучающийся составляет характеристику Ивана III

9. Обучающийся раскрывает значение Куликовской битвы

10 Обучающийся знакомится с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения

11. Обучающийся объясняет место и роль человека в природе.

12. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале)

Справка

Планируемый знаниевый образовательный результат представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание, применить, проанализировать, обобщить, оценить), чтобы показать, на каком уровне освоено данное содержание.

Планируемый навыковый образовательный результат описывается так же, как знаниевый результат на уровне применения (умение), и дополняется указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма.

Формулировка образовательного результата считается грамотной при условии, что она

    состоит из одной или нескольких относительно самостоятельных легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания;

    указывает на уровень освоения единицы содержания (для уровня воспроизведения достаточно указания «знает»);

    конкретно и однозначно понимается всеми участниками образовательного процесса.

Планируемые предметные результаты

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Филология

Русский язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Искусство:

Изобразительное искусство

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

Результаты изучения учебного предмета (музыка)

Личностные результаты

1.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

2.Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

3.Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

4.Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

5.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

6.Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие,) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

7.Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

8. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

9. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

10. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

11. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе:

· Основы системы научных знаний

· Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

· Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Портфель достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

· поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ

2. Результаты стартовой диагностики

3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы

4. Результаты и материалы тематических работ

5. Результаты и материалы итогового контроля

6. Достижения во внеучебной деятельности

(по предметам на слайде)

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

· устный опрос

· письменная самостоятельная работа

· диктанты

· контрольное списывание

· тестовые задания

· графическая работа

· изложение

· творческая работа

· диагностическая контрольная работа

· диктанты

· изложение

· контроль техники чтения

· анализ динамики текущей успеваемости

· участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

· активность в проектах и программах внеурочной деятельности

· творческий отчет

· портфолио

· анализ психолого-педагогических исследований

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

3 слайд

Описание слайда:

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются Требования к структуре основных общеобразовательных программ, Требования к результатам их освоения (результатам общего образования), Требования к условиям реализации образовательных программ.

4 слайд

Описание слайда:

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

5 слайд

Описание слайда:

Предметные результаты обучения Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе. Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ОГЭ, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание. К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

6 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

7 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

9 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты обучения Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные результаты обучения

Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.

К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Личностные результаты

Можно структурировать в три блока:

    самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;

    смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов;

    морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения .

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Психолого-педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики студентов и оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

    соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

    участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

    инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

    ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

    Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

В соответствии с ФГОС, метапредметные результа ты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. .

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования . Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные , подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД .

Универсальные учебные действия (УУД)

В широком значении термин « универсальные учебные действия » трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

В узком значении этот термин означает совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы , , , , . В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся .

УУД являются одним из ключевых понятий в

Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные - личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные:

    • общеучебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

      логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

      постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные - умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивные - целеполагание, планирование, корректировка плана .

В следующей таблице можно рассмотреть примеры развития УУД на отдельных этапах урока.

Этапы
урока

Деятельность
учителя и обучающихся

Универсальные
учебные действия

Объявление
темы урока

Формулируют
сами обучающиеся (учитель подводит
обучающихся к осознанию темы)

Познавательные,
коммуникативные, личностные

Сообщение
целей и задач

Формулируют
сами обучающиеся, определив границы
знания и незнания (учитель подводит
обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Планирование

Планирование
обучающимися способов достижения
намеченной цели (учитель помогает,
советует)

Регулятивные

Практическая
деятельность обучающихся

Обучающиеся
осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется
групповой, индивидуальный методы),
(учитель консультирует)

Познавательные,

Осуществление
контроля

Обучающиеся
осуществляют контроль (применяются
формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Личностные,

регулятивные,
коммуникативные

Осуществление
коррекции

Обучающиеся
формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно, (учитель
консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные,
регулятивные

Оценивание
обучающихся

Обучающиеся
дают оценку деятельности по её
результатам, осмысливают деятельность
(самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей)

(учитель
консультирует)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Итог
урока

Проводится
рефлексия

Личностные,
регулятивные, коммуникативные

Домашнее
задание

Обучающиеся
могут выбирать задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных
возможностей

Познавательные,
регулятивные, коммуникативные,
личностные

Ключевым моментом в формировании метапредметных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности , в процессе которой, в том числе, протекает самообразование обучающегося. Предлагаю рассмотреть, как осуществляются УУД на примере создания проектов в первом семестре в рамках предмета «Проектная деятельность».

Система работы над исследовательскими проектами состояла из культурологического и собственно исследовательского блоков и публичной защиты.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами обучающихся. В качестве рамочной структуры в первом семестре определено, в основном, культурологическое содержание. Тематика проектов сформулирована в соответствии с предметным содержанием учебных программ.

Обучающимся предлагается освоение исследовательского блока, в котором заложена идея усложнения осваиваемой исследовательской компетенции . Так, обучающиеся через выполнение проектно-исследовательской работы осваивают умение ставить цели, определять задачи для достижения этих целей, определять структуру и содержание своей работы, задавать вопросы, а также адресовать их: себе, учителю, книге, Интернету. Несколько студентов осуществили проект в форме эксперимента по химии (выращивали кристаллы), что предполагает освоение умения наблюдать. Другие студенты исследовали историю научных открытий, как бы «повторяя» путь реальных исследователей, ученых, осваивая, таким образом, опыт научной деятельности. В рамках проектной деятельности были разработаны туристические маршруты по достопримечательностям города Иркутска на английском языке.

Защита проектов осуществлялась публично. Все проекты защищались перед авторитетной комиссией, в которую входили эксперты. Членами комиссии задавались проблемные вопросы. Студенты учились отстаивать своё мнение, приобретая опыт публичного выступления. В целом, работа над проектами удалась. Мы можем утверждать, что в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности были сформированы метапредметные результаты.

Качественное образование гарантирует гармоничное развитие личности и общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на максимальные достижения в образовании. Система разноуровневого сопровождения стандартов предусматривает оценку образовательных результатов по ФГОС .

Независимо от степени освоения основной образовательной программы (далее - ООП), выпускники школы должны гордиться своей историей, обладать чувством гражданской идентичности, системой общечеловеческих ценностей, способностью к самооценке и мотивацией к учебе.

Планируемые результаты по ФГОС

Планируемые результаты изучения ООП делятся на несколько категорий:

  1. Личностные. Учащиеся способны и готовы к саморазвитию, у них сформирована система познавательных и учебных мотивов, выпускники имеют ценностно-смысловые установки, которые служат отражением их индивидуально-личностной позиции, у школьников сформирована гражданская и российская идентичность.
  2. Метапредметные. Ученики освоили коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
  3. Предметные. Подростки освоили систему элементов научного знания и учебные предметы в каждой предметной области, получив новые знания, применив и преобразовав их.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Оценивание предметных образовательных результатов

Предметные регламентируются документом «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в котором прописаны элементы научных знаний по всем школьным предметам. Образовательные результаты по ФГОС оцениваются на ГИА и ЕГЭ. При этом важно, чтобы родители и учителя предельное внимание уделяли не столько успешной сдаче тестов, сколько личностному росту учеников, формированию, развитию и успешному применению универсальных учебных действий (далее - УУД).

Личностные результаты обучения в контексте УУД

Таблица
Скачать в.docx

Виды образовательных результатов
Самоопределение
  • школьник руководствуется установкой «успешный ученик»;
  • понимает и принимает мотивы личного, жизненного и профессионального самоопределения;
  • ставит собственные цели и ценностные ориентиры.
Поиск смысла
  • имеет четкие , которые позволяют ученику понять, что он знает, что не знает, что может и что хочет узнать;
  • понимать причины успеха и неуспеха в учебе;
  • несет ответственность за собственные действия.
Морально-этические аспекты
  • в своих поступках ориентируется на окружающих людей и установленные нравственные нормы;
  • различает оценку человека и совершенного им поступка;
  • стремится вести здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения ООП

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В метапредметной области предусматривает тот факт, что школьники:

  • способны оценивать цели и задачи обучения, находить средства для осуществления учебной деятельности;
  • освоили способы решения творческих и поисковых проблем;
  • могут планировать, учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
  • определяют эффективные пути достижения учебного результата;
  • осознают причины удач и неудач в обучении, конструктивно действуют в случае неуспеха;
  • освоили формы личностной и познавательной рефлексии;
  • для решения познавательных и коммуникативных задач активно используют коммуникационные и информационные технологии;
  • применяют все виды поиска, обработки и сбора, интерпретации, передачи информации в соответствии с задачами (используют источники в сети интернет, справочную информацию);
  • овладели навыками выполнения анализа, сравнения, обобщения и классификации, установления причинно-следственных связей;
  • готовы вести диалог и слушать собеседника, признавать различные точки зрения и право собеседника на собственный взгляд, аргументируют свое мнение;
  • умеют распределять функции и роли, выполнять взаимный контроль, адекватно и критично оценивают поведение окружающих и собственное;
  • конструктивно разрешают конфликтные ситуации, учитывая интересы всех сторон.

Согласно документу, рассматривают в контексте комплекса действий ученика, способствующих усвоению новых умений и знаний. С такой точки зрения УУД приравниваются к метапредметным результатам обучения. Это позволяет среди прочих выделить регулятивные, коммуникативные и познавательные планируемые результаты по ФГОС .

Таблица
Скачать в.docx

Образовательные результаты Образовательные результаты Универсальные учебные действия, которые подтверждают достижение результатов образования
Регулятивные Постановка цели Формулирует учебные задачи и цели, поставленные учителем, и ставит собственные
План Расставляет приоритеты в изучении нового учебного материала, планирует действия и собственные результаты
Реализация Действует в соответствии с поставленным планом
Контроль и оценка Сравнивает результат и поставленную цель, проводит самооценку
Коррективы С учетом сделанных ошибок вносит необходимые коррективы в учебный процесс
Коммуникативные Взаимодействие, общение с учетом интересов другого Понимает других людей, осознает полученную от них явную и неявную информацию, понимает точку зрения, которая не схожа с его. Сотрудничает с другими людьми, успешно работает в группах и парах, учится предотвращать и преодолевать конфликты.
Культура речи Навыки донесения собственной точки зрения, аргументирования ее и критической оценки сказанного
Познавательные Общеучебные Поиск информации из разных источников, преобразовывать ее и критически относиться к ней, делать самостоятельные выводы, черпая знания
Логические Использование таблиц, схем, модулей, знаково-символьных средств, поиск аналогий и причинно-следственных связей, сопоставление, сериация данных
Постановка и решение проблемы Выбор оптимального способа решения задач, умение проецировать задачу на проблемную ситуацию

Отечественное образование превращается в личностно-ориентированное, психологический и педагогический подход к воспитательным и целям обучения сливаются. ФГОС строится на системно-деятельностном подходе. Процесс обучения реализуется с учетом физиологии, психологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Потому об успехе образовательного процесса может говорить только комплекс метапредметных, предметных и